Рэп как социализм. Что не так с премией RAP.UA Awards?


0 261 145

Специальный корреспондент ПОТОПа съездил в Харьков на «RAP.UA Awards». Премия уже во второй раз проводилась усилиями команды портала Rap.Ua — единственного в Украине издания, посвященного хип-хопу. На ней были определены главные игроки отечественного рэпа (как в рамках основной премии, так и в конкурсе TbrgOpenRapUA, ориентированном сугубо на фрешменов).

Кроме этого, организаторы устроили настоящий мини-фестиваль: в качестве хэдлайнеров для гостей выступили английский грайм-исполнитель Ghetts и белорусская группа ЛСП (и еще плотная команда «классиков» вроде Лиона и Назария Герасимчука aka Гига, одного из старейшин киевского хип-хопа). Команда Rap.UA проделала колоссальный труд и за это им, безусловно, респект. Но есть вопросы к идеологической подоплеке самой премии, которая расстроила нашего спецкора до такой степени, что он сочинил об этом рэп.

Начнем с «вопросов».

Alyona Alyona взяла премию «Прорыв года» и «Лучший релиз года». Лучшим украиноязычным проектом стала Alina Pash. Эти лауреаты вызвали возмущение внутри рэп-коммьюнити (можно почитать в фейсбуке у Dozza Fly). Если же не пересказывать фейсбучные склоки и свести претензии к фактам, они таковы: система «народного голосования» за победителей в данном случае — не самый прозрачный показатель, в условиях неравного распределения ресурсов.

Alyona Alyona, как и Alina Pash, были достаточно (или даже чересчур) обласканы вниманием масс-медиа, поэтому результаты голосования были слишком очевидными. И здесь возникает вопрос: в чем суть премии? Подтвердить слаженную работу пиар-коллектива и «продюсеров»? Или все-таки подтолкнуть, поощрить рэп-сообщество? Побеждает тот, у кого циферок на YouTube больше? Да и зачем Юре Бардашу победа в номинации «Лучший клип» — человеку, который за последние 10 лет срежиссировал и спродюсировал массу успешных видео.

Возмущение вызвано непрозрачностью критериев и общей ситуацией «несправедливости», которые простираются гораздо глубже простых объяснений: ну, это так народ выбрал, все честно и открыто. Народ выбрал то, что он видел в инфополе весь последний год, а это: хайп вокруг Алены и Алины.

Премии не хватило красивых жестов. Понимая, что голоса уйдут alyona alyona и Alina Pash, можно было выдумать какие-нибудь незапланированные красивые истории. Алина принимает награду, отказывается от нее со сцены и передает, скажем, в руки Кашляючому Еду или Псючому Сину, которые тоже были в номинантах. alyona alyona выводит на сцену каких-нибудь незаявленных вообще в номинации «прорыв года» ньюкамеров и читает с ними совместку, которая еще не вышла и была специально подготовлена к премии. Или объявляет о создании рэп-лейбла, в котором она будет заниматься кураторством и поддержкой других имен, нуждающихся в этом. И так далее.

Не были учтены условия, сложившиеся в украинском рэпе. Который, с одной стороны, как цветок сквозь асфальт, пытается пробиться через засилье русскоязычного коммерческого рэпчика, прущего изо всех дыр, а с другой — тупо страдает из-за отсутствия «админресурса». Мантры о том, что «хороший контент» сам себе пробьет дорогу, хороши, когда работает вся система в целом. Но система отсутствует: ни рэп-лейбов, ни крупных медиа-площадок для «засветов» и полный игнор журналистов и один на всех заинтересованный продюсер Ванек Клименко. На один чей-то хайп есть еще 100 (условная цифра) претендентов. Заранее нездоровая ситуация в целом, с определенными последствиями: рэперам начинает казаться, что нужно менять и ломать свой стиль, подделываться под alyona alyona, чтобы их «заметил слушатель», а он по-прежнему не знает о десятках или даже сотнях украинских рэп-команд…

Украинскому рэпу нужна Надежда, Поддержка и Вера — утраченные общечеловеческие категории, о которых устроители премии не подумали по каким-то своим причинам.

А теперь грустный рэп, навеянный премией:

 

Я ввязался в эту хуету 10 лет назад

Думая, что где-то впереди будет вопящий зал

Думая, что прямой козырёк — площадка для старта

А сейчас смотришь и смешно: кем стал-то?

 

Эти куплеты под биты не нужны никому

Мажоры выебонят в клубах под клауд-рэп-хуету

Who is who, видно чётко по тупым, пустым табло

Они смотрят на меня сверху вниз, типа — так, лох

 

Я оглох от рэпа, я не вижу в нём смысла

И не слышу в нём смысла — в нём и не было смысла!

Это просто игрушка, как настольный хоккей

В который глупо лабаешь, ободрённый поддержкой друзей

 

Но за хоккей платят лишь игроки

Платят лавэ лишь тем, кто в платьицах лижут задки

Сука, попробуй слова в полотно, как я, сотки

Уверен, хуй там, так что просто сиди и заткнись!

 

Я лучше выпью пару баночек «Балтики 3»

Сидя на лавке, плюя себе под ноги

Пока тела потные ебут друг друга в клубах тщательно

Я проигравший красный в ебаной демократии

 

Как старый коммунист, не могу смотреть, как

На нас колоссы глиняными ногами пляшут гопак

Налей водочки, брат, и помянём те времена

Когда мы сами от себя были без ума

 

Рэп — как социализм:

Он забрал всё, давая лишь надежду на лучшую жизнь

Рэп — рифмованный абсурд

Я отдаю ему последнее, пока на него ссу

 

Мне очень тяжело общаться с людьми

Из круга тех, кто за всей этой хуетой не следит

И мне, кстати, хочется выпустить свой CD

Который все 100 человек просто лайкнут в сети

 

Мне, кстати, тоже хочется просто уйти

Но это так же глупо, как Робиньо уйти из футбола

Я всей этой херни суть понял —

И она в том, что я на пути тупиковом, к столбу прикован

 

И мне осталось для прикола

Только кричать умные слова, как крик «Ау!»

И пиздить малолетних кретинов под шансон

Которые тоже поверили в тот наш сон

Где рэп на украинском популярен, востребован, окупаем

Чувак, его вожди нас наебали…

 

И я в углу ебаного клуба, залитый в мясо

И в истерике ору про перспективы разные

Пока ребята классные, на них отплясывают

Тектоник, те кто никогда не будут думать, кто они

Тонет мой ебаный кораблик, уходит некоронованный король

 

Как старый коммунист, не могу смотреть, как

На нас колоссы глиняными ногами пляшут гопак

Налей водочки, брат, и помянём те времена

Когда мы сами от себя были без ума

 

Рэп — как социализм:

Он забрал всё, давая лишь надежду на лучшую жизнь

Рэп — рифмованный абсурд

Я отдаю ему последнее, пока на него ссу

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.