С чего начинали ONUKA, The Maneken и другие украинские музыканты?


0 276 117

В определенных эзотерических кругах есть теория, что украинская музыка «обнулила счет» в 2013-м году, и ее история начала писаться заново. Но это все не означает, что мы должны предаваться коллективной амнезии. 

И начисто забыть о том, что ONUKA когда-то была просто Натой Томатой, Евгений Филатов выступал как DJ Major, а грозный предводитель группы Stoned Jesus записывал любопытный цайтгайст-рэп под псевдонимом МС Прожектор. Ну а информация о прошлом KAZKA и Океан Ельзи неподготовленных читателей может просто-напросто шокировать и подтолкнуть к любительской конспирологии. Однако память об этих страницах истории сучукрмуза важно сохранить, чтобы никто не посмел переписать ее за нас. 

Евгений Филатов, The Maneken — DJ Major (1999 — 2008) 

Творческий путь одного из ключевых саундпродюсеров Украины начался целых 20 лет назад. Где-то в то время и был придуман первый моникер Филатова — DJ Major, очень соответствовавший духу тогдашней эпохи. Рейв-безумие, пропагандируемое журналом ПТЮЧ, и казантиповские «вечеринки на реакторе» подходили далеко не всем. А моду на «красивый отдых в клубах» уже невозможно было отыграть назад. Поэтому скрупулезный и педантичный DJ Major с его познаниями в дип-хаусе достаточно быстро сумел заявить о себе. 

Очень жалко, что об этом периоде истории Евгения Филатова осталось так мало иллюстративного материала — самих композиций. Ведь DJ Major достаточно быстро эволюционировал из сугубо диджейских сетов в полноценный лайв-бэнд, такой себе прототип The Maneken — проекта, с которым сегодня ассоциируют музыканта и продюсера. Релиз Мажора «Music from Another Room» в сети не найти, а альбом-компиляция «Magic Force», который был выпущен в 2008-м под псевдонимом DJ Major, на стриминговых сервисах подписан уже как релиз проекта The Maneken. 

Onuka — Tomato Jaws (2002 — 2013) 

До того, как стать Онукой, Ната Жижченко под псевдонимом Nata Tomata пела в дип-хаус-трио Tomato Jaws. Коллектив выпустил четыре пластинки, из которых мы особенно рекомендуем альбом «No Concept» 2005-го года. Сегодня Tomato Jaws звучат и воспринимаются совсем по-другому, как некий памятник той беззаботной эпохе 2000-х. Такой себе украинский аналог легендарных сборников Café del Mar, превративших течения вроде easy listening, ambient, downtempo, lounge, acid jazz в единое фирменное «звучание». 

Тогда — по крайней мере, в украинском медиа-пространстве — музыку еще необязательно было обвешивать какими-нибудь тяжеловесными концепциями. Или патентировать определенные тренды (скажем, фолктронику). Песни сами находили своего слушателя, а процесс коллективного творчества доминировал над индивидуальным. Именно поэтому в дискографии Tomato Jaws есть совместный трек с альтернативными рокерами Robot’s Don’t Cry.

Сегодня же трудно себе представить, например, фит ONUKA и Stoned Jesus и какие-то намеки на подобное «свободное творчество». Вместо этого приходится довольствоваться коммерческим спецпроектом с брендом «Моршинська». 

Никита Горюк (Quest Pistols, Агонь, Zveroboy) — The Brilliants (2010 — 2014)

Никите 28 лет,у него дочка мариса ей примерно 10-11 лет,у него нет жены,он стал отцом в 14 лет,у него своя группа-The Brilliants,он толи встречается с лерой козловой толи нет,учился он в китаиской школе (его мама учительница,и она переехала с отцом никиты в китай),он хотел кактатьсяна коньках и стать звездой,никита снялся в 20 лет в фильме один за всех (2005г),начал карьеру в 22 года в группе квест пистолс 1 апреля,курит,вегото­реанец,любимые группы-нерва,шокон блу…,играет на гитаре,танцует,поёт­,блондин,голубые глаза,любит тутаировки,2009г его збила машина жигули когда он ехал на спортивном мотоцыкле,против гламура,с 2012года сочиняет песни для квест пистолс,день рождение 23 сентября,он родился 1985г.

Буто его видели в ювелирном магазине,и буто он купил лере кольцо,но мне кажется они вопще не вастречаются всё это для СМИ и пиара.я его love.

Вот примерно такой фэндом царил в интернете вокруг участников группы Quest Pistols. Неудивительно, что ребята научились воспринимать так называемый «шоу-бизнес» как один огромный прикол и по всякому абстрагироваться от безумия, царящего вокруг них. У Никиты Горюка вот, например, была солидная и мясная рок-группа The Brilliants. Наполеоновских амбиций этот проект был лишен по очевидным причинам и, вероятно, в большей степени служил отдушиной. А потому и слушается до сих пор нормально. А вообще по мотивам извилистой истории Quest Pistols давно пора сделать трушное кино или даже сериал, с брейкдансовым прошлым, панковской сердцевиной и «правильными» смыслами наружу. 

Stoned Jesus — МС Прожектор (2010 — 2012) 

«Неправды и несправедливости детектор». Человек, который придумал прог-рэп, и сам же прикрыл эту лавочку. Игорь Сидоренко в молодые годы был круче всех гитарных музыкантов хотя бы количеством сайд-проектов. Что не концепция, то золото. Лучший украинский пост-рок (Krobak), мэрилионовская Voida, от которой текут слезы. И, конечно же, MC Прожектор. Это сейчас он устал и пишет в твиттер о том, как не тусуется, и все такое. А в 2011 его энтузиазма хватало на целую «Фабрику Рэпа» – единственный альбом малоизвестного МС Прожектора, который воплотил интернет-критика и контент-копа Игоря в рэпера со злободневными (эпохи Tumblr) текстами. 

“Богатые минуса” для его рэпа – это нарезки популярных песен/сэмплы для интро или врезов в какие-то биты тех ранних времен. Тут на песню Boney M – Sunny звучит критика Salem, американской группы, которая ввела моду на витчхаус. На треке “Нетакойкаквсе” можно услышать, как жила тусовка Неформата в ее самые активные годы. А на “Бродском” — наезд на популярную тогда тему “не делай ошибку, не выходи из комнаты”. 

Отдельно хочется упомянуть про их “противостояние” с легендарной харьковской рэп-группой Трамваи – сайд-проектом гитариста 5R6 (теперь Doomed City) Кирилла Бренера. Те, кто читали про “Осень, иду по городу Харьков – чешу бороду”, диссили киевского Прожектора, потом это же сделал он (или наоборот). Вскоре вышла совместка, где они снова стали братанами. “Харьков – Киев, 500 километров”. А на “Фабрике” Игорь читает о том, чтобы они вернулись на сцену – после всего, что братва пережила вместе. 

Треки есть только во вконтакте, но, используя возможности creative commons (и тот факт, что сэмплы – это тоже спизженные куски творчества), залили на свой ютуб сей шедевр. Ведь это именно то, чего не хватает рэпу и сейчас и тогда – мизантропа, который шарит все, но поддает сомнению. Без ебучей постиронии, так сказать. А Игорю мы желаем не забывать свои корни, набраться духа и открыть свое второе творческое дыхание – хотя бы в начале двадцатых годов. 

KAZKA — Dead Boys Girlfriend (2011 — 2015) 

Эти бородатые электронные рокеры любили эпатировать подвыпившую публику столичных площадок, выступая в женских платьях и лосинах, и вообще всегда были не против поиронизировать на тему маскулинности. С одной стороны — здоровый пофигизм, с другой — «профессионализм», мастеринг в Лондоне и вот это все. К тому же, чересчур раскованные на сцене и готовые к любым провокациям со стороны аудитории, музыканты просто слишком «опережали» своих слушателей, находившихся в состоянии перманентного зажима, обычно ликвидируемого алкоголем. Ну а пока все напьются и раскачаются, уже и сет подойдет к концу. В общем, Украина недооценила Dead Boys Girlfriend. Руслан Колесников ушел делать проект Osnova, а Никита Будаш стал участником группы KAZKA. Дальше вы знаете. 

Вагоновожатые — И Друг Мой Грузовик (1997 — 2012) 

До вагоновожатых и всего их «нерва современности» существовала замечательная группа «…И Друг Мой Грузовик». Это были украинские Wire (имеется в виду фирменная «минималистичность» состава и «звука»). А по уровню изобретательности, метаморфоз и приключений (даже в рамках одного отдельно взятого альбома или концерта) равных им никого не было. 

Океан Ельзи — Клан Тишины (1992 — 1994) 

В определенных кругах существует теория, что Океан Ельзи — это украинские Radiohead. Теория небезосновательная, если учитывать зацикленность истории (в том числе музыкальной). Но об этом мы подробнее писали здесь, а сейчас рассмотрим другую параллель между Океан Ельзи и Radiohead. Как все самое великое и гениальное в этом мире рождается из простого, так и обе эти группы появились из сущей банальности. 

В конце 80-ых, до того как к Radiohead присоединился идейный мозг — Джонни Гринвуд и вообще придумалось стыренное из репертуара группы Talking Heads название, это была просто очередной дружеский фэндом. Они собирались по пятницам после занятий в музыкальном классе, джемили в удовольствие, а назвали все это предприятие On A Friday (гениально, правда?). В будущей «главной группе на планете Земля» даже не было постоянного состава: он определялся каждым конкретным случаем, когда кто-то был свободен от своих занятий. Какое-то время в On A Friday даже играли три саксофониста. 

Впрочем, о необязательности и святой простоте этого коллектива лучше всего скажет раннее демо On A Friday. Но шутка зашла слишком далеко, в 1991-м году ребятам удалось раскрутить лейбл на контракт — и тамошние менеджеры посоветовали им сменить название на что-то более пристойное. Дальше — история. 

Абсолютно идентичная история произошла и с Океан Ельзи. В 1992-м году львовские студенты Андрей Голяк, Павел Гудимов, Денис Глинин и Юрий Хусточка собрали коллектив под названием «Клан тишины». Об этом романтическом периоде есть целая книга авторства Голяка — «Ничего, кроме настоящего», поэтому мы ее не будем пересказывать, просто порекомендуем (рок-мемуары в разрезе Украины — это вообще большая редкость). 

«Клан тишины» был своеобразной ответкой группе «Наутилус Помпилиус». Экзистенциальная романтика в духе Ильи Кормильцева, излишняя поэтизация бытия, специальная фрагментация сознания, близкая традиции русского рока («Клан», естественно, пел на русском). «Ты поймешь что стеклянные письма не бьются в стране виниловых грез» и так далее. Но в 1994-м году в коллектив пришел молодой студент-физик Святослав Вакарчук (Андрей Голяк к тому моменту перестал с ними сотрудничать) — и радикально изменил все, вплоть до названия. Можно сказать, что он и стал тем «идейным мозгом» коллектива, как и Гринвуд для Radiohead. Сначала были экспрессивные демки, песня про Микки Мауса и «Long Time Ago», первая и единственная англоязычная песня в репертуаре ОЕ. Все это помогло в рамках творческих поисков нащупать ту магистральную линию коллектива, которая вылилась в кассету «Будинок зі скла». Дальше музыканты познакомились с гениальным музыкальным менеджером Виталием Климовым — он и стал тем трамплином для Океан Ельзи, через который они позже вошли в пантеон украинской музыки.  

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.