Злые и шумные, странные и умные: Ретроспектива Ivanov Down


2 133 60

“Знакомьтесь: наши Psychic TV!» – так бы начал статью об Ivanov Down плохой музыкальный журналист. А в журнале “Шпиль!” подхватили бы (даром, что они про игры): а давайте представим, что статья таки написана хорошим журналистом, и попробуем еще раз.

Знакомьтесь: шум и ярость гитарной украинской сцены – Ivanov Down. Фронтмен группы Алексей Дегтярь не так давно отпраздновал день рожденья, а это – всегда причина оглянуться и увидеть историю, свою ли, чужую ли. В случае  Ivanov Downистория есть: история одной из самых оригинальных, громких, и долгоиграющих групп. Существуя уже почти тридцать лет, Ivanov Down всегда трансформировались, при этом оставаясь собой. В конце 2018 группа подтверждает это и выпускает ЕР “BANG”.

И все же началось всё не в 2018, а чуть ранее – в 1990. Леша Дегтярь закончил Киевское музыкальное училище им. Глиэра по классу баяна, затем отправился защищать рубежи уже разрушенного союза (разумеется, не по своей воле). Отслужив в армейском оркестре и вернувшись со службы, он начинает преподавать, в свободное время изучая особенности различных преобразователей звука, включая флэнжер и дисторшн. Дегтярь хотел создать интуитивный музыкальный язык, который мог бы максимально точно передавать любые настроения и ассоциации.

“Я хотел разрушить все условные барьеры и мечтал о том, чтобы меня могли понять в любой точке планеты, — вспоминает он. — Мне всегда нравилась позиция, я гражданин Вселенной. Я хотел чувствовать связь с любой ее точкой”. Макет, кстати, играл не только альтернативу, он играл в альтернативе — его доармейская группа, периода музучилища, называлась «Альтернатива». Играть условный «King Crimson» Леше нравилось недолго: уже после армии он решил заиграть дикий, лютый, зловещий рок. Музыканты нужны были соответствующие: косящие от армии в дурке художники, которых изымали на поруки родственники как только призыв заканчивался.  

Бас Андрея Салихова, барабаны Володи “Лимонада” Федюшина и гитара Макета создавали на сцене впечатляющий каскад психоделически-кислотных взрывов. Хтонические тембры, ритуальные шаманские заклинания вместо слов, диссонансные аккорды вместо традиционных гармоний. Во время своих лучших выступлений киевское трио достоверно изображали тотальный хаос. Каждый их концерт превращался в беспощадное завоевание окружающего пространства. Они были в ярости: тогдашний зритель мог запросто убежать из зала, который ИД оставляли открытым, в отличие от японских коллег %имя-той-группы%.

И пока бабушки-билетерши крестились по углам, уверенные, что лидер коллектива — либо продал душу дьяволу, либо сам дьявол, — нойз-рокеры у сцены угадывали Pere Ubu или Пи-Орриджа в риффах, садясь ближе к динамикам. Одетые в водолазки ядовитого цвета и голубые джинсы болгарского производства, Иванов Даун имитировали разрушения Берлинской стены под триумфальную какофонию. В унисон зафленжерованним гитарным аппликациям Макет пытался петь: невнятная мешанина из английских слов, обрывков дадаистского фраз и резких криков в итоге разрешалась в ритуальную речь пьяного шамана.

Понятно, что с подобной оппозиционной музыкой «Иванов Даун» не мог остаться незамеченным. Осенью 90-го Иванов Даун уже выступали перед несколькими тысячами зрителей на большом “рок-фестивале” «Черная рада». Но что тысячи, когда один зритель — родной зритель, отец Леши Макета — по словам самого фронтмена, полностью выступление не осилил. Оценкой стало краткое и емкое резюме творчества сына: “Идиот!”. Через месяц после выступления на «Черной раде», «Иванов даун» отправился в тур по Польше . К тому моменту в группе произошли некоторые перестановки. Барабанщиков теперь стало двое: Владимир “Лимонад” Федюшин стал играть с Игорем Филькиным, причем в непрогнозируемой последовательности их выступлений разбирался, кажется, только сам Леша.

Функции басиста выполнял Игорь Кисик Вислоух, а Салихов перешел с баса на гитару. Осваивая новый инструмент, он сочинил песню «Глаза», ставшая со временем основным хитом группы.  «Никогда не смотри мне в глаза, никогда, никогда НЕ сверли меня взглядом …» Количество повторов этой фразы зависело исключительно от настроения музыкантов — угрожая тем растянуться до бесконечности. Когда «Глаза» начали периодически транслировать в местном FM-эфире, правило трехминутных форматов на украинском радио оказалось уничтоженным в корень.

«Best Urban Technical Noises», “Индюки” и признание

«Иванов Даун» — это новое потрясение”, комментировала небезызвестный зин Red Rose. — “Как без порталов Orange и без двух ударных установок можно создать такой шквал звука, а без фантазии Хендрикса — такой кайфовый дисторшн?”. “Для подобной музыки не нужно было столь привычное для русской протестной музыки поэтическое высказывание”, — вспоминал первый продюсер группы Сергей Девяткин. “Никому ничего не хотелось говорить. Только играть”.

Именно благодаря Девяткину ИД были впервые отпечатаны в пленке. Сергей нашел средства для записи, раскрутив на бюджет сельский кооператив и вложив в рекорд-сессию все имеющиеся деньги. Кроме того, именно он убедил своих подопечных объединить материал репетиционных подвальных сессий в концептуальную программу, придумал для альбома название «Best Urban Technical Noises», а в одной из книг нашел рисунок древнего шаманского барабана, изображение которого и легло в основу обложки.

Запись происходила зимой 1991 года в студии Дома ученых Академии наук Украины в звукорежиссера Валерия Папченко. К началу сотрудничества с группой «Иванов Даун» Папченко работал преимущественно с джазовыми оркестрами. Будучи эрудированным и технически подкованным специалистом, он не сразу воспринял необычное звучание группы. Сергей Девяткин приходилось проводить эстетически-воспитательную работу с Папченко.

Недовольный недостаточно энергичным звуком Макет носился по студии, иногда бросаясь гитарой в стену.  “Со стороны это выглядело как театральное представление, — вспоминает Салихов. — В тот момент вся эта неорганизованность и анархия не вызывали никаких теплых чувств. Если бы это не был наш первый альбом, я бы ушел прямо посреди сессии.”

Весь свой зловещий репертуар «Иванов Даун» зафиксировал ровно через неделю. Новых композиций на альбоме было всего две — «Глаза» и импровизационная «Ad Libitum». Именно они наконец сформулировали тот звук, к которому более года стремился Макет.

Вскоре после выхода «Best Urban Technical Noises» группу пригласили выступить в роли хедлайнеров сразу на несколько фестивалей альтернативной музыки. Их получасовой концерт в Москве стал одной из основных сенсаций фестиваля «Индюки-91». Андрей Бухарин, московский музыкальный критик, резюмировал: “У меня было ощущение, что на сцене  идет настоящий звуковой шторм, от которого внутренности, казалось, разрываются”.

Hiatus, или как-то так

Через год Ivanov Down становится нефункциональными: слишком много идеологических противоречий приводит к остановке в совместном творечестве. Каждый из участников – после весьма короткой паузы – занялся сольными проектами. Андрей Салихов играл в группе «Шейк Hi-Fi» и вскоре всерьез увлекся диджеингом. Макет играл и работал в Европе, затем в Москве, а затем вернулся в Киев, продолжая экспериментировать с электронной и компьютерной музыкой. Сергей Девяткин работает в одной из химических лабораторий в Венгрии и параллельно продюсирует молодую английскую группу «Brain Of Morbius».

Как это нечасто бывает, группа приобрела больше европейских и американских поклонников, нежели отечественных: вполне успешно издавали материал с культовыми нойз-коллективами, и с ними же играли. Даже в России записи «Ivanov Down» попали в список «100 магнитов альбомов советского рока» небезызвестного Александра Кушнира.

Потому послушайте BANG! Это не предложение: сердечная просьба.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
О, привет

Круто, пацаны, люблю эту группу, глаза до дыр заслушал в свои 16. Хотелось бы на самом деле больше материалов про укроандеграунд 90х шумовой и во что это вылилось. Спасибо!
Слава Нойзу! Нойзерам слава!

2

Каждый раз убеждаюсь, что Украина полна талантливыми людьми, и это не просто таланты, а с большой буквы Талантища