Как нас может спасти пение птиц и звуки дикой природы? | ПОТОП #4


0 4 0

вук, который доходит до слушателя вне его поля зрения, всегда занимал особое место в воображении человека. Звуки, отделенные от их источника, могут производить впечатление проводников «божественного вмешательства», трансцендентальных сфер. Проще говоря, всего «сверхъестественного».

Две тысячи лет назад Пифагор читал лекции своим ученикам, отгородившись от них шторой, чтобы они не отвлекались на жесты, язык тела. И слова попадали прямо по назначению. В XIX веке, руководствуясь похожими соображениями, Рихард Вагнер предложил концепцию «абсолютной музыки». То есть полную противоположность «музыкальному драматическому произведению» и «целостному произведению искусства». Чистая, «идеальная» музыка, которая существует исключительно ради самой себя и не преследует функциональных задач (иллюстрации определенных эмоций, развлечения и так далее) — ее ищут, о ней спорят и до сих пор (правда, в основном в рамках сложных академических трудов на немецком языке).

Если же уйти от сложной теории, подобную «абсолютную музыку» можно услышать в архивах Wildlife Sound Recording Society, британской организации, члены которой уже 50 лет кропотливо собирают и архивируют звуки исчезающей и дикой природы, выпускают специализированный журнал. Или, если нет желания уходить с головой в суть в явление под названием «акусматика» и копаться в field recordings, хотя бы прислушаться к звукам природы вокруг вас. Научиться воспринимать их как музыку.

Почему это важно? В новой цифровой реальности, где мы волей-неволей оказались, все «месседжи», которые мы воспринимаем, зачастую дразнят сразу несколько органов чувств, передают комплексный смысл-опыт. К поп-песне снимают дорогостоящий клип. Комментарий в фейсбуке неотделим от личности комментатора (и его «аватара»). Что уж говорить о кино: образы из особенно удачных фильмов впечатываются в сознание намертво, ассоциируются с другими образами. Сложность информационных потоков, которые мы поглощаем, все усложняется. Это не может не отразиться на нашем здоровье: сегодня «болит голова», скорее, значит информационную и психоэмоциональную перегрузку, неспособность контролировать происходящее рядом, нездоровую реакцию на нестабильность мира.

Наша задача сегодня — защитить самих себя. И призвать в этом на помощь музыку.

Трели длиннохвостого пестрого голубя или же обыкновенного зимородка — если научиться «слушать» и «слышать» их, отрешившись от самого объекта (перестать представлять себе птичку), то есть возможность вернуть себе «слух» в его древнем, античном представлении. Тренировать его тонкость. И, в конечном итоге, размыть сложность простотой.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.