Миллионы ошибаться не могут: цифры как главная манипуляция в современной музыке


1 343 144

Интро

Когда первые книги сошли с печатной машинки Гутенберга, стало понятно, в какую Галактику мы движемся. Скорость печати новым методом на самых первых этапах превышала рукописный в какое-то большое количество раз.

Накануне Первой Мировой число газет и журналов, выпускаемых в Париже и окрестностях, превышало много миллионов экземпляров (учитываем также, что ротация куска бумаги в среднем была крайне большой).

Не зря мы убираем цифры из первых двух абзацев. Как впечатления? Доверяете ли вы этому тексту? Если реально интересно, то раньше в Париже выпускали 8 миллионов газет и журналов, которые попадали из в рук в руки в среднем 5 раз. А эффективность станка Гутенберга посчитать невозможно, потому что точных цифр того времени нет. Но это тоже огромные проценты.

Цифры как нефакт

Научный метод, самый близкий к истинной природе вещей, использует цифры как инструмент на различных этапах познания – от экспериментов и наблюдений до формирования гипотез и теорий. Статистика и социология базируются на эмпирических исследованиях, которые формируются в численном виде и что-то нам должны сказать о природе человека и общества.

Мы привыкли доверять цифрам. Любим пословицы «Один/на на миллион», оценивать что-нибудь от 1 до 10 и так далее. При этом ведемся на обычные трюки типа «пылесос за 999 гривен». Цифры – это мысли. А что, если процесс все время обратный? Насколько цифры определяют наши поведение и решения?

Во времена расцвета американских маркетинговых штучек послевоенного (впрочем, довоенного тоже) периода цифры использовались для всякого рода рекламных манипуляций. Вспомнить только рекламу Листерина, где крепкий голос с экрана гласил о том, что «средство лучше устраняет запах изо рта, чем зубная паста». Или «больше миллиона домохозяек пользуется этим средством от комаров».

Ближе всего к реальности — цифры доходов за определенный период тех компаний, которые используют такие ходы.

Или же более близкий нам и вам пример. Вы ходите в университет и после семестра усердной работы получаете 88 баллов (это четверка). Какой-то дурачок-халявщик, удачно все сдав в последний момент (копируя однокурсников), получает 90 (это пятерка). Вы понимаете, что знаете больше. Но ведомости успеваемости в тонкой тетради говорят, что немного меньше, чем вот этот Василий.

Цифры как очень жесткий нефакт

Переместимся, наконец, в 2019. Похожая реклама до сих пор крутится по телеку, инстаграм переполнен идиотами, которые «поднимают деньги на ставках». До сих пор существуют сайты с досадной баннеркой типа «Я сьела 4 ложки ЭТОГО и у меня перестала гореть жопа…».

Все соцсети (кроме вашего любимого телеграма) формируют ньюзфид с помощью адаптирующегося алгоритма. Он как бы что-то о вас знает, и поэтому сортирует контент по вашим интересам (к тому же, таргетит какую-то рекламу, но это вообще другая тема). Но, в большинстве случаев, туда попадает именно то, что вписывается в медийный закон нескольких «С» типа смерти, стыда, сантиментов и секса. То, что создает самое большое вовлечение.

На этом моменте стоит сделать быстрый промежуточный вывод, чтобы не углубляться. Если вы видите, что ваш круг общения полайкал какой-то пост в космических количествах, вы, скорее всего, сделаете это на автомате. Или, что еще хуже, полезете в комменты.

Если долго чистить фейсбук, например, рано или поздно остануться только “С”-посты вообще с левых источников.

То есть напрашивается следующий вывод: вовлечение есть интерес. И из этого выплывает следующее: можно ли управлять интересом через имитацию вовлечения?

Зависит от площадки. Например, фейсбук-ботов определить довольно легко. В инстаграме – то же самое. Но на уровне меньшей публичности и персонализации возникает огромная черная циферная дыра.

При чем здесь современная музыка

Из последних новостей шоу-бизнеса. Просто вчитываемся в сухой журналистский текст с Укринформа.

«Кліп «Плакала» гурту KAZKA зібрав вже 204 мільйони переглядів на YouTube. Про це повідомляє Еспресо.TV. Це вже четвертий в історії відеокліп українських виконавців, що набрав понад 200 мільйонів переглядів. Першими цю позначку подолали «Время и Стекло» з кліпом на пісню «Имя 505» у липні минулого року (зараз 217 млн).

«Такого ж рівня популярності на YouTube досягли відеороботи проектів Open Kids ft. Quest Pistols Show («Круче всех», зараз 232 млн) та «Грибы» («Тает лед», зараз 202 млн), — йдеться у повідомленні.

Як зазначається, «Плакала» став першим україномовним кліпом з таким показником.

Прем’єра відео відбулася у вересні 2018 року. Пісня «Плакала» вже була міжнародним хітом: вона посідала 10-ту сходинку в світовому Shazam, та трималась у топі в чартах Болгарії, Молдови, Білорусі, Росії, Литви.»

Кратко закроем тему о чартах (шазама, эппл мьюзик и так далее). Довольно забавный пример. В Apple Music есть вкладка с «лучшими альбомами Украины» за последнее время, где можно послушать всякую местную инди-музыку. Вы ожидаете услышать там что-то крутое, то, что другие люди также знают. Даете этой музыке кредит доверия и кликаете на кнопочку “плэй”.

Допустим, у меня есть статистика самого плохого альбома (его лайв-версия) своего музыкального проекта. Он настолько плохой, что его не слушаю даже я. Так вот.

Этот альбом висит в «Sounds of Ukraine» уже полгода, если не больше. И к нему даже есть описание.

Эмпирическим методом я (хотя бы для себя) понял, что чарты Apple Music – это постный обман. Это модерируемое пространство. То же самое касается Shazam. Почему? Да потому, что Apple купили его в 2017 году.

Если хотите реальные чарты, смело идите в Google Play. Ну, это уже нельзя сделать (сервис умер, появился Youtube Music). Помните тот самый плохой альбом? На момент выхода он (его студийная версия) едва не опередила альбом Океана Эльзы и Ника Кейва (первая и вторая строчка рейтинга). Так продолжалось целую неделю. А я-то точно знаю, сколько раз этот альбом купили.

Итак, ютуб.

Ладно, также стоит немного рассказать о Soundcloud, сервисе с открытой статистикой. Там реально крутые алгоритмы выдачи похожих треков, но накрутка цифр насколько простая и дубовая, что это может сделать даже Big Baby Tape. И лидировать в чартах. Но эта среда более персонализированная (видно, чем аккаунт юзера занимается), ее мы трогать не будем. На наши края это влияет не так сильно.

Так вот, ютуб

Что означают 200 миллионов группы Kazka? Писал бы я этот текст годом раньше (или когда там они «стрельнули»), говорил бы о «Время и Стекло» или «Mozgi», или о клипе Open Kids. Вышеописанные размышления о цифрах подсказывают, что любой адекватный человек задумается про мегапопулярность песни сиюсекундно. И тем более ознакомится с этим творением. А так как цифры под видео – это иллюзия количества человек, то социальное давление в виде «миллионы ошибаться не могут» помогают нам принять правильное решение: полюбить (или же возненавидеть, но все же ЗНАТЬ эту песню).

Если есть сомнения, мы лезем в комменты. Но там сплошной восторг. Пока мы читаем комменты, песня играет на репите несколько раз. Мы на крючке, а ютуб, поняв наше вовлечение, подсунет нам еще несколько похожих видосов. Спасибо.

Так вот, формула ютуба довольно простая, тем более если над его контентом (продвижением) работают профи. Мы считаем таковыми команду Никитина и Mamamusic (которые, собственно, Казкой и занимаются).

Нужна видимость роста популярности (цифры) и возрастание – не проблема. Можно накрутить десять тысяч лайков (это о их другом клипе, “Дива”) и сказать, что это какие-то хейтеры. Или сделать по стандартику, как это было с “Плакала”. Качественные лайки/дизлайки – дорогое удовольствие, но реальное. Скажем, 2к лайков и 100к просмотров – это меньше 10к гривен.

Тут стоит напомнить, что ютуб – это внешне неперсонализированная среда. Факт наличия цифр вызывает доверие. Комменты – тем более. Кто будет проверять валидность? Тем более, каким образом это сделать?

Подтягивается интерес от цифр. В комментах уже смоделировано поведение: от нейтрально-патриотичного “классно, что песня на украинском” до «бешенного восторга». Когда уже реальные люди на крючке и ознакомлены, трек начинает вещать из всех дыр радио и телека, и люди попадают в ловушку коллективного бессознательного. Им кажется, что песню слушают все. Это ни разу не стыдно. Давай еще раз включим, Василий?!

10, 20, 50 миллионов просмотров. Топы в ЧАРТАХ (читайте выше) Shazam, Apple Music и других платформ. Вы видите эти новости как еще один способ убедиться в том, что вы сделали правильный выбор, полюбив/возненавидев песню.

А потом Kazka идет на отбор Евровидение и проигрывает Maruv. Которая, между прочим, делала то же самое – только не в нашем инфополе. И люди (некоторые) уже поняли маленькую наебочку. Из-за завышенных ожиданий, конечно же. Артист с 200 миллионами просмотров должен быть идеальным. Ведь эти миллионы ошибаться не могут.

Но дело в том, что артиста делают вовсе не 200 миллионов. Например, Никита Будаш (гитарист Kazka) несколько лет пытался пробиться с группой Dead Boys Girlfriend, и че-то не получилось. 6 лет – это много усилий, пота, «проебаных утех и одинаковых дней», как читала Макулатура. Но теперь он на коне – и за него можно порадоваться.

Цифры – обман

Это и есть успешный пиар в 2019. Но есть несколько «но». Во-первых, схема устаревшая, да и какая-то очень дубовая. Например, ее первооткрыватель, Юрий Бардаш, с клипом Грибов «Тает Лед», сделал намного больше – он всем этим еще и поп-музыку опять на прямую бочку перекинул. А культурное влияние «Плакала» – это очень сомнительная штука.

Так вот. После всего прочитанного есть один совет. Когда вы в неделю релиза какого-то ноунейма (или даже established artist) видите бурление страстей на ютубе в виде сотни тысяч просмотров, тысячи лайков и сотен комментов – это с большой долей вероятности полная наебка и только старт пуша. Не доверяйте этому. Так было с Alina Pash, YUKO, группой [O] и, конечно же Alyona Alyona. А также со всеми клипами Артема Пивоварова.

Потом, по моим наблюдениям, просмотры останавливаются на какой-то отметке и дальше не растут.

Да простит меня проэкт «Стасік» с ее песней «Ніж» (которая вышла недавно), но она не прошла мою трехэтапную проверку для такого случая.

  1. Другие видео на Youtube: на канале Megogo.live вышло интервью «Поясни за трек». Там меньше 1000 просмотров – тогда как на оригинальном уже больше 180 тысяч.
  2.  Soundcloud: 1500+ прослушиваний
  3. И, самое главное, Spotify. Этот сервис недоступен в Украине, но, скажем, самые реальные пацаны – Курган и Агрегат (которых слушают только в СНГ), набирают 10к прослушиваний на песне «Пострижись як прошлий раз» (на Youtube тем временем – 300+ тысяч). На «Ніж» – меньше тысячи прослушивании юзеров Спота.

Проверка показывает очень большую разницу. Конечно, можно ссылаться на то, что Youtube – бесплатная площадка, а другие сервисы никто не юзает. Нет, есть некоторый общий коэффициент. Но об этом я уже рассказывать я уже не буду. На сегодня хватит собственных эмпирических опытов.

Повторюсь, артиста делают не просмотры. Они могут разве затуманить его ум своим наличием. Как и обычных людей, которых насильно пытаются насадить на маркетинговую иглу. Будто продавая листерин под предлогом плохого запаха изо рта.

Хватит апеллировать цифрами, если больше про артиста рассказать нечего. Если главным вариантом сторителлинга становится иллюзорный успех, все превращается в сравнения размеров писюнов (концертных гонораров за циферки).

Следите за чистотой во рту и за тем, чтобы вас не водили за нос.

P.S.: (ни в коем случае не отрицаю музыкальный маркетинг. Просто эта схема практически ничем не отличается от обычной проплаченной ротации на музыкальном телеканале десять лет назад.)

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

чуваки, это материал!

так держать.