Jerry Heil как счастливый чек «Сильпо» украинской музыки


2 2320 201

Наверняка вы уже ее слышали. 23-летняя Яна Шемаева начинала с каверов популярных песен на своем YouTube-канале 8 лет назад, а недавно выпустила свой первый большой хит — «Охрана отмена», преодолевший отметку в 3 миллиона просмотров. Рассказываем, как ей это удалось, почему Jerry Heil спасает украинскую поп-музыку и какой глубокий философский подтекст заложен в ее творчестве.

Jerry Heil — украинская Лана Дель Рей

Никто не будет спорить с тем, что место отечественной Ланы Дель Рей вакантно. И кто на эту роль подходит лучше, чем Jerry Heil? Никто! Прикрытая отстраненность, изредка поблескивающий оскал и легкая улыбка утонченных губ, манящие к себе, зовущие в путь и предлагающие бесконечные дороги далей. Яна смотрит и говорит, двигается и поет, впивается словами и образами, машинально превращаясь из беззащитной и податливой в хитрую, поджидающую и готовую в момент ошеломить спокойной атакой.

Ее нельзя разочаровывать, вызывать слезы. Когда будет необходимо они сами побегут по щекам, давая понять, что ты неправ. И все же плохой парень заставит плакать – таково правило, и Яна готова к нему, как никто иной. Готов ли ты, в свою очередь, к уготованному ею? Ни много ни мало, перед нами холодная констатация инфернальной вендетты: «Ні тебе, ні плитки обірвалась нитка» / Ти ляжеш, ти ляжеш, ти ляжеш як я встану».

Ее схожесть с Нэнси Синатра только внешняя: Яна змеиной хваткой овивает, отбрасывая игривость и мечтательную телесность предшественницы, прекрасно понимая зачем все это. Ты нужен ей на той стороне, только так она ненадолго позабудет желтую негу разочарования, отчего-то летнюю, что, конечно, не мешает тоске быть постоянной. Тоске по жизни. И она зовет, истошно зовет, экзальтированная девочка из украинского nowhere, наивно доверившаяся очередному бойфренду, который подвел ее, разбил хрупкое девичье сердце пошлой тристагривневой бытовухой. Но нас более не провести – мы видели блеск остывших глаз, спокойствие поющей внутри рекурсивного экрана Яны, слышали ее приглашение к путешествию по дороге куда-то туда, по другую сторону обычных вещей.

Готовы ли мы откликнуться на призыв и последовать? Похоже, что нет. Отпугивает эта идеальность, искусственность и машинальность движений, отсутствие изъянов. Яна не лжет, когда говорит в своем инстаграме, что знает, чего ты хочешь. Слишком хорошо знает. Но к сожалению не подозревает того, что холод, пусть даже с легкими редкими проблесками жарких сияний мало кого устроит, удержит на дороге туда. А путь ведь долог, конца не видно. Но она продолжает звать, с потусторонним постоянством, притягательной манящей силой. И… что-то происходит. Подрагивают уголки губ, мимолетным блеском пробегает по ее воплощенности дрожь жизни.

Куда же она зовет на самом деле? «Охрана отмена» и «Вільна каса» приглашают ни много ни мало — по другую сторону Супермаркета.

Мир как супермаркет

Что такое супермаркет? Не нужно лезть в Википедию, если хорошенько подумать и вслушаться в подтекст песни Jerry Heil, становится ясно, что супермаркет — это гиперпространство. Он централизует и перераспределяет целый район вместе с его населением. Концентрирует и рационализирует расписание дня, маршруты движения, поведение людей. Это место современного паломничества, потемок души человеческой. Ведь единственное, что у нас осталось — это радость потребления, самоопределения себя самого в бесконечном лабиринте торговых стеллажей.

О, как приятно бродить между рядов любимого супермаркета на районе! Взять тележку и благополучно забыть о том, за чем именно тебя сюда привели ноги, а также о всех тяготах рабочего дня в офисе. Под ненавязчивый мьюзак блуждать между красивых упаковок. Сознательно вчитываться в состав того или иного продукта на упаковке. Испытывать благополучие и благоговение, глядя на изобилие товаров на полках. Подспудно возникает мысль: а значит, не так все и плохо в стране, раз можно выбирать рис подороже и рис подешевле. Можно взять продукты по акции, заботливо вынесенные в отдельные стеллажи старательными работниками супермаркета в красивой нормкор-униформе. А можно шикануть — и вместо дешевых макарон приобрести заморские спагетти, чтобы побаловать себя на ужине чем-то вкусненьким. Щупать авокадо, радуясь своей смекалке: «вот другие такого лайфхака не знают, возьмут твердые, а я знаю, какие плоды можно превратить в нежнейшее зелененькое пюре». Покупать овощи и фрукты, с удовольствием отмечая собственную зрелость.

Раньше, в школьно-первокурсные годы ты забегал(а) сюда за мивинкой и сосисками, чтобы протянуть до следующей стипендии (или родительской передачки), а сегодня уже взрослый/-ая — и тщательно контролируешь свой ежедневный рацион. Еще здорово, что в алкогольных рядах ты уже не сметаешь с полок Revo или другую радикальную слабоалкоголку, чтобы полирнуть ее дешевой водкой для супергеройских спецэффектов. Теперь адовые попойки сменились аргументированными спорами о качестве современных сериалов и велодорожках, шутками возле полок с вином, спокойными посиделками в арендованных квартирах или улочках исторического центра и разговорами «о прекрасном».

Но любой хороший трип рано или поздно заканчивается. Так и здесь: если супермаркет — это современный рай, то кассовая лента — выход из него. На выходе из рая нас поджидает фрустрация, болезненное столкновение с так называемой «реальностью». Кассир(ша) монотонно, под давлением должностных инструкций и страхом контроля за исполнением ее обязанностей, бубнит одни и те же фразы про наличие карточки с бонусами, предлагает пакетик и пополнение счета на мобильном телефоне. А еще одновременно с этим фактором возникает проблема дистанции. Если покупатель, уже оплативший покупки, медлит с их упаковкой, следующий в очереди — чьи покупки кассир уже начал пробивать — надвигается на медлящего покупателя, пока тот не поспешит сложить все свои покупки в тележку, отвезти их в сторону и уже там упаковать. Если медлить с оплатой, как правило, в очереди сгущается воздух, повисает напряженная тишина, которая рискует в любой момент нарушиться чьим-то несдержанным поведением-замечанием. И горе тем носителям денежных банкнот мелкого номинала, которые роются в карманах под прицелом молчаливого общественного осуждения…

В общем, за любой искусственный рай нужно платить. Так и здесь: кассовая лента оказывается постоянным источником микро-микро-стрессов, которые способны при этом умножаться в геометрической прогрессии.

Да спасутся все смеющиеся…

Jerry Heil (и те, кто за ней стоит) предлагают следующее решение: один в поле не воин, с оскалом капитализма нам все равно не справиться. Поэтому нужна ирония, ироническая дистанция, как можно больше вытеснения бытовых и абсолютно реальных проблем в область комического. Певица предлагает очень простые и приятные решения — это и есть ее «секрет успеха». Чтобы не думать о проблемах рабочего класса, его стоит «очеловечить». Силой мысли превратить фрустрирующие элементы в плюшевый вид реальности, где, оказывается, кассирша предстает таким Мудрым Сфинксом, который «знает о тебе все» только лишь исходя из того, что ты выкладываешь на ленту. А для того, чтобы забыть о нечеловеческих условиях труда, гнетущем режиме современности и вообще всех тех людях, которые не принадлежат к «креативному классу» и «миллениалам», гораздо проще просто посмеяться над фразой «охрана отмена», ввести ее в свой повседневный лексикон.

Это же гениально и по-своему радикально: тебе изменили — а ты, вместо того, чтобы разбираться в ситуации, решаешь от нее удалиться, оставить за скобками (вне Инстаграма) и просто «посмеяться» над ней. Человек тебя предал — охрана отмена, следующий! Посмеяться (вместе с слезами) — и опять по-новой. Ведь Рай Супермаркета, по крайней мере, никуда не денется. Он всегда будет рядом и сможет утешить. Он поможет заглушить свое горе неумеренным потреблением определенных продуктов. Чем больше потребительских аллегорий вносишь в свою повседневность, тем легче становится сносить все ее тяготы.

Идеальная украинская музыка будущего, к которой нас приблизила Jerry Heil, — это тотальный и неотличимый симбиоз Мема с Рекламой, коммерческими джинглами и бытовой реальностью. Зачем и кому нужна подлинность (человеческих чувств)? Представьте себе, какое здесь раздолье для творчества. «Охрана отмена» и «Вільна каса» можно было бы докрутить в Трилогию — и сделать, например, песню «Каса без черги!». «Охрана отмена» — это измена и разрыв отношений, «Вільна каса» — одиночество, а «Каса без черги!» могла бы быть композицией о том, как ждешь и надеешься встретить своего человека, читаешь умные книги и ходишь в спортзал, а он все не попадается и не попадается, поэтому ты совершаешь какие-то импульсивные действия (вроде one night stand’a через Тиндер) — и зарифмовать это с рандомным потоком людей, которые устремляются на фразу «Каса без черги!» из других очередей в хаотическом порядке, и повезет тому, кто просто оказался ближе всего. Или сделать трек «Термінал не працює»…

Поэтому ПОТОП призывает украинских музыкантов воспользоваться примером Jerry Heil. Забудьте о всех своих концептах. Никто никому не нужен. Ничего никогда не будет. Все напрасно. Судьба у всех одна: канава у края деревни, колесная лира и ледяное забвение. Забвение, сравнимое с глухой чумой картин Теодора Киттельсена, черными аккордами финальных частей Winterreise Франца Шуберта. Слушайте внимательно. Никому не нужны ни ваши идеи, ни ваши надежды, ни ваше идеальное, ни ваша революция. Вы никому не нужны. Артист внутри вас давно умер, и безразличные черти социальных сетей рвут его на кусочки. Выход из этой патовой ситуации только один: слиться с Супермаркетом. Со службами такси и курьерской доставки. С общественным транспортом. Поверить в капиталистический реализм как в единственную религию — и он щедро отплатит вам приличным количеством просмотров (и так называемым «успехом»).

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Константин

Большего бреда читать не приходилось. Какие тут философские подтексты? Песня о быдле и для быдла

2
Богдан

Видаліть цю пісню з моєї голови.. 🙄