15 самых красивых украинских песен 2018-го года


0 1127 2

Заранее оговоримся: мы не трогали группу Kazka, «Крила» Джамалы и другие композиции, которые в этом году получили достаточно медийного внимания и общественного одобрения. Вместо этого редакция ПОТОПа обратила взгляд на менее очевидную красоту украинской музыки в уходящем году, которая растет и заявляет о себе буквально вопреки всему: стереотипам, плохим просмотрам/прослушиваниям, «слепоте слушателя». Это не хиты, не блокбастеры, а маленькие цветочки под снегом, красоту которых нужно уметь разглядеть (расслушать).

Blooms Corda – Saphire

«Той, хто свято прагне влади / Усередині — блюзнір». Blooms Corda записали тихий внутренний гимн «маленького украинца», который чувствует себя незащищенным внутри собственного государства. Этот маленький человек отвык доверять всему: от мира вокруг него до СМИ, которые даже не «манипулируют общественным мнением», а просто размывают понятия правды, человеческой чести и достоинства до основания. Но так важно не забывать, что внутри каждого из нас — сапфир. В общем, от этой песни хочется расплакаться чистыми слезами, как от какого-нибудь старого-доброго би-сайда Radiohead.

ЛУНА — Виражи

Что такое отношения и любовь? Это сообщающиеся, перетекающие друг в друга сосуды, которые абсолютно не подчиняются формальной логике. Это приятная хаотичность, эмоциональные качели, когда тебя бросает из жара в холод — а особенно, если совершаешь переход из одних отношений в другие. Об этом одна из лучших песен «Заколдованных снов», последнего альбома ЛУНЫ, о любовных виражах, в которой музыка со второй минуты вступает в удивительный прямой симбиоз с закольцованным текстом.

Балдьож — Бриллианты

«Мы красивые как бриллианты / Я Бейонсе а ты — Jay-Z / Я так хочу быть всегда рядом / Ты рэп, а я пою поп позади». Кажется, это самые романтичные строчки, спетые в украинской музыке за 2018-ый год. Здесь нет пафоса, самоутверждения, необходимости кого-то в чем-то убеждать, как это, например, делает TAYANNA с ее радиохитом «Фантастична жінка». Есть только максимальная искренность, отсылающая к нашему общему поп-культурному прошлому. И хрупкая трогательность, на которую только способны девочки из набирающего обороты дуэта Балдьож.

Пошлая Молли — Все хотят меня поцеловать (ver. 2)

Школьники, может быть, не поймут всей красоты финального номера последней EP Пошлой Молли: они довольствуются бойким оригиналом. Те, кто постарше, и вовсе могут посчитать эту песню филлером, заполняющим пустоту, необязательной версией. Но мы-то с вами знаем и чувствуем, как Кирилл Бледный очень тонко работает с материалом. В результате эта версия нарциссического хита превратилась в колючую, меланхоличную песню о том, что слова все больше теряют свое практическое значение, мир резво катится в какую-то пустоту, но лирический герой трека, несмотря на апокалипсис сегодня, все равно стремится к кому-то, к видимой только ему цели. Вопреки, так сказать.

Зэ Джозерс — Мы начинаем вспять

«Сложные машинные биты» Зэ Джозерс — концептуальный релиз о том, как мир, каким мы его когда-то знали, умирает. Герой пластинки остро переживает этот медленный, но неизбежный процесс умирания, и фактически его добивает. Завершающая альбом песня «Мы начинаем вспять» — она, в общем-то, о том, что после мрака неизбежно наступит свет. Но для начала нужно суметь попрощаться с чем-то. С чем-то, что раньше было (или казалось) важным — ради нового начала.

Palmo X — Yo Lo Vi

Не будем сейчас рассуждать на тему того, что делать radio-friendly электропоп в 2018-м году — это малость устаревшие стратегии и представления. Не наше дело, да и эта тема займет целую колонку. Сквозь эту сбивчивую синтетику у Palmo X все же прорезается собственный голосок, стремление к переменам, которое они и стремятся передать своему слушателю.

mandarinaduck — Mouse On The Wheel

Ну шо, с украинским рэпом вроде в 2018-м разобрались, а как насчет украинского шугейза? «Это что за зверь такой?», — спросит рядовой поклонник группы Океан Ельзи и будет прав. Нет такого зверя. Приятные исключения только подтверждают правило. Но мы рады, что mandarinaduck держатся в строю и уже который год подряд цементируют свой стиль, рожденный благодаря всем этим любимым группам в плеере (от Sonic Youth до Pavement). В 2018-м году словосочетание «гитарный инди-рок» уже ничего не значит — и слава богу. Остались только голые, сырые эмоции, которых на «Mouse On The Wheel» в изобилии.

Cape Cod — I’m Coming Home

На новом альбоме «Echoes» киевского хаус-продюсера и артиста Cape Cod звучит отчаяние мира, который утонул в информационном шуме. Сквозь миллион барьеров движется лирический герой релиза – в телах и голосах приглашенных вокалистов. Но на одном треке «телевизор выключается», все становится тихо и спокойно, ведь он едет домой. Выпущенная синглом к «Echoes», песня «I’m Coming Home» – это (до слез) добрая вещь, которая сверкает оптимизмом во все стороны и залетает во все сердца. По ощущениям мы бы поставили ее где-то рядом с нетленкой «Крик душы» группировки Курган & Агрегат. 

JANP — Школьные Годы

Ребята, знайте, пока вы угораете и ездите на учебу под Буерак и Пасош, у вас буквально под носом — сокровище под названием janp родом из Киева. janp точнее выражает поколенческую рефлексию, используя для этого не плакатные прописные истины, а гораздо более тонкие переживания. По музычке все тоже всегда очень бодренько, маленькие любители богом забытых групп лоу-файного рока 90-ых останутся довольны. Слушайте janp почаще, ей-Богу, ну что вы за люди. И улыбаться будете почаще.

[O] – Роби Любов 2.15

«Кохаймося, бо ми того варті». Помните такую социальную рекламу на бигбордах в середине 2000-ых? Тогда мы все жили еще в совсем другом мире, даже мировым финансовым кризисом и не пахло. Эти строчки вселяли какой-то оптимизм, даже если ты школьник с бутербродом и несделанной домашкой в портфеле и «кохаймося» тебе пока не светит в силу объективных и не очень объективных причин. От этих слов почему-то было легче. Собственно, последний EP группы [O] (и заглавный одноименный трек) — с таким же теплым прямолинейным посылом, от которого на душе разглаживаются многочисленные морщины и становится легче дышать.

Grisly Faye x Monotonne – Ok

Самый стремный украинский дипхауз-трек, который вышел в этом году – это коллаборация Юрия Булычова (днепровский проект Monotonne) и Маргариты Куличовой aka Grisly Faye. То есть, это немного другая сторона того, что мы называем «красотой» – там, где Сократ в «Гиппий большой» признает, что прекрасное – это трудно. Длинная и мистическая история, где всегда темно и постоянно пульсирует бит, с сюжетом трагического триллера. Такую Grisly Faye (ранее – всегда светлую) еще никто не слышал. В этот раз она начинает проявлять свою злую и темную, но всегда прекрасную сторону.

Hindu – Gorgeous

Вместо описания этой песни позволим себе процитировать группу не менее прекрасную, чем Hindu: «Желание ранит очень сильно и всех! Невозможная любовь — самое прекрасное!». Заряженная и в хорошем смысле «неукраинская», «Gorgeous» иллюстрирует это характерное ускоренное сердцебиение, когда спешишь на встречу с субъектом своих смутных желаний, нервно поправляешь прическу, переживаешь, а затем улыбкой стираешь всю эту придурь — и выходишь на нужной станции метро.

Люсі – Ной

«Наскільки мені вистачає вогню / Поміж вітрил і тендітних жінок / Тихо проходжу і далі іду / Очікуючи на потоп». Будущая украинская Рошин Мерфи, в своем треке предсказала и предвосхитила появление нашего журнала. Люсі, ты ждала и мы пришли! Все будет хорошо!

Seahorse — Alone

Давным-давно, когда сучукрмуз и летние фестивали были совсем другими, пацаны из Seahorse вполне заслуженно занимали нишу ключевых адептов современного украинского постпанка. По крайней мере, делали для этого все, что в их силах: Дмитрий Машкин в экстатическом запале забирался на стульчик на оголенном торсе, перед их концертами (не на разогреве) играла православная группа Siouxie and the Banshees, пока под входом скромно выпивала горстка киевских постпанкеров, знакомых друг с другом через блоги на LiveJournal.

В какой-то момент это закончилось, Машкин вместе с Александром Бурковым устроили любопытный городский водевиль-поп проект Stepan i Meduza, а музыкальный ландшафт тем временем полностью изменился. Тем удивительнее слушать их неожиданный камбэк в этом году — сингл «Alone», который предвестник не только нового релиза, но и перемен внутри «звука» Seahorse. Они ушли от каноничного постпанка «по лекалам» английской сцены 80-ых — и устремились в сторону более эфемерных жанров и влияний. Теперь Seahorse интересует дрим-поп, а еще ранний (и самый прекрасный) период лейбла 4AD. Песня «Alone» своей отстраненной красотой способна украсить даже человеческую давку в маршруте 69 автобуса.

Hudaki Village Band – Rekity

«Оркестр Гудаків» –  это этно-дипшит родом из Карпат, которым отведено особое место в душе каждого человека, любящего свой родной уголок нашей страны: будь то село, маленький город, поселок городского типа или даже столица. Устоять перед мелодикой невозможно, как и перед сопереживанием видеоистории из трех песен – про трудовую эмиграцию в Германию и любовь молодой пары на фоне вот этой всей социально-экономической драмы, к которой мы все относимся с особым пониманием.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.