Как украинские музыканты, журналисты и блогеры загоняют себя в рамки | ПОТОП #6


0 37 0

Текст: Алексей Бондаренко (главный редактор LiRoom, создатель канала «Музыкальный гик») 

Чем дольше пишешь в соцсети – тем лучше понимаешь, как аудитория реагирует на посты. У каждого блогера, издания, музыканта складывается своя аудитория, для которой он пишет. И чем дольше это происходит, тем больше этот блогер чувствует, что нравится его аудитории, а что – нет. В этот момент он начинает все активнее заниматься самоцензурой.

Вопрос того, насколько лидеры мнений и СМИ должны выполнять воспитательную функцию – дискуссионный. Очень круто, что есть люди, которые способны продавливать свою повестку дня, становится экспертами в своих жанрах и собирать вокруг себя фанатов этого жанра. Но становится очень грустно, когда в угоду аудитории блогеры начинают фильтровать собственные вкусы.

В Украине достаточно четко разделена андеграундная, инди и эстрадная тусовки. У них у всех есть свои СМИ, сообщества и лидеры. И если в этих кругах появляются артисты из других «каст», то читатели начинают возмущаться. Единственный вариант написать о чем-то условно постыдном – через призму иронии и высмеивания.

Еще несколько лет назад Аллегрова и Меладзе были показателями плохого вкуса и травматичного опыта просмотра телевизора в 90-х. Сейчас, через призму пьяных посиделок, девушки с хорошим музыкальным вкусом поют шальную императрицу и млеют от цыганки Серы и радостно делятся этим в соцсетях.

Еще пару лет назад Курган воспринимался не более чем как группка гопников из безымянного села, которые поют про говно. Где-то такие же дурачки как MC Анюта. Сейчас же они претендуют на лучшую хип-хоп группу страны и находятся в почете у любителей «интеллектуальной» музыки.

Гораздо меньшее количество людей старались оценивать этих артистов по-честному. Без попыток прикрыться шуткой и «все так делают».

Я помню прекрасный отчет Игоря Сидоренко с концерта Меладзе, в котором он заслужено похвалил артиста. Когда никто не говорил о Кургане всерьез, Олесь Николенко написал нам колонку о том, что они – будущее украинского хип-хопа. (К слову, через год колонка попала в выдачу гугла и теперь стабильно набирает просмотры).

Недавно после просмотра фильма «Скажене весілля» Женя Мори нашел в нем много хороших сторон и вообще посчитал отличным кино. Это крайне неудобная позиция для человека из окружения, которое еще по трейлеру сложило мнение, что этот фильм – ксенофобское и расистское дерьмо.

Можно несколько лет растить аудиторию на британском роке, рассказывать о современных композиторах, джазе и другой элитной музыке. А потом тебе понравится трек Потапа. И что делать?

Можно копаться в украинском андеграунде и инди, отслеживать историю хардкора и панка. А потом тебе понравится Монатик. И что делать?

Чтобы не потерять респект пацанов – промолчать и слушать себе дома, пока никто не видит. Или же подать через призму иронии типа «ахаха, вот это дичь, да?». Но все это – не тру.

Самое интересное происходит за пределами зоны комфорта. Как только начинаешь подчиняться собственной аудитории, попадаешь в ловушку и загоняешь в эту ловушку своих читателей. Мне кажется, что человек с хорошим музыкальным вкусом способен обнаружить нечто достойное там, где этого часто не ожидаешь. И, что еще сложнее, рассказать об этом, несмотря ни на что.

Причем рассказать честно, открыто, и объяснить, что же в этом хорошего. И точно так же не вестись на общий хайп, когда так хочется. Да, Олег Винник играет плохую музыку, сколько бы все не прыгали под «Нино» на Атлас Викенде. Да, Пошлая Молли популярны, сколько бы все не спорили на тему того к какому жанру их отнести. Да, техно – это не музыка для избранных, а, как и любой другой жанр, музыка, доступная для тех, кто хочет в ней разобраться.

Я очень уважаю людей, которые готовы преодолеть самоцензуру и выпрыгнуть из привычного круга интересов. Мне бы тоже хотелось таким быть, хоть это часто очень непросто. И в то же время становится все более и более скучно читать блогеров, которые замкнулись на чем-то одном, а всех остальных считают недалекими идиотами.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.