Как Radiohead перестали быть великими | ПОТОП #1


0 9 0

Некогда «главная группа планеты Земля» выпустила свой последний великий альбом в 2007-м. In Rainbows не только произвел короткое замыкание в дистрибьюции музыки (вся эта история с «pay what you want»), но еще и во многом опередил свое время чисто музыкально. Тогда все по привычке ждали от Radiohead очередной смены парадигмы, каковыми были предыдущие их альбомы.

Kid A и Amnesiac продемонстрировали, как (на первый взгляд) бездушная «экспериментальная электроника» может запеть голосом отчаяния и одиночества. Hail To The Thief был реакцией на заполонивший все пространство new rock revival: Том Йорк сотоварищи в очередной раз полоснули весь мир по нервам и вновь подняли планку для условной «рок-музыки» (да, тогда еще так говорили) до недосягаемых высот.

На In Rainbows ярче всего звучали совсем другие вещи: смирение, спокойствие перед неизбежным (достигнутое долгими годами внутренней борьбы), возможность говорить о своей боли и пережитом опыте открыто. Под эту пластинку можно стареть, любить и лечить душевные раны.

То, что происходит с группой после In Rainbows, трудно поддается оценке. В этом и проблема. Раньше Radiohead работали по собственной уникальнейшей формуле: прослушивание их песен было глубоко личным опытом, практически ритуалом, но также позволяло маркировать меняющийся мир вокруг. В эту музыку можно было уходить, убегать, прятаться, как в одеяло или, наоборот, с ее помощью расширять какое-нибудь чувство или эмоцию до космических пределов. Последние альбомы, The King Of Limbs и A Moon Shaped Pool, скорее, оставляют в растерянности. Нельзя сказать, что там плохие песни. Но музыка группы перестала быть продолжением всех нас и теперь больше напоминает поделки каких-то небожителей, на которых либо молятся, либо гневно ругаются. Паломничество или открытая неприязнь — вот какие варианты остались доступными. Либо полнейшее равнодушие.

Но сейчас есть ощущение, что лучший (или, по крайней мере, самый недооцененный) альбом Radiohead — Pablo Honey. Если выкинуть из него песню Creep — практически безупречная пластинка, в которой еще нет никакого «постмодернизма», сложных форм, переизобретения себя и других. Только трушный и простой как лестничная клетка инди-рок/околошугейз. Интересно было бы услышать, как они спокойно развиваются именно в этом направлении — без иррационального успеха Creep и давления Найджела Годрича. Возможно, это в корне изменило бы ход музыкальной истории.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.