Поиски Элджея в раннем Средневековье | ПОТОП #17


0 16 0

В декабре было много горячих споров и (не знаем, насколько искреннего) удивления вокруг итогового плейлиста Apple Music — ТОП-100 самых популярных песен в Украине за год.

Риторика вполне очевидная. Эксперты в белых пальто, которые до сих пор топят за «хороший вкус» (кстати, что это? старые альбомы Radiohead?), возмущаются обилием «хип-хоп артистов из России» (Jah Khalib, Miyagi & Эндшпиль, Тимати, «блэк бакарди» и так далее). Открывается плейлист блокбастером Элджея «Минимал».

Вообще любая попытка «расписаться за массы» или рассматривать что-то с точки зрения «вкусовщины» чревата. Это тонкий лед, на котором, естественно, можно заниматься красивым фигурным катанием. Жонглировать смыслами и подводить к нужным правильным ответам (вопросы никому не нужны, как и мифический «диалог»).

Но чаще всего разгоряченные спорщики совершают одну и ту же ошибку — и некрасиво проваливаются под этот лед, руководствуясь своим туннельным зрением. Им кажется, что мир по-прежнему слишком прост: вот есть, значит, ряд хороших зарубежных групп и национальный продукт, который нужно поддерживать сердцем. А эта «поганая молодежь» в модных кроссовках с дорогущими джибиэльками, которая слушает трендовую российскую попсу у торгового центра, не только (…), но и (…). В общем, всячески портит себе карму, заражается неправильными ценностями, поддерживает страну-агрессора and so on.

Но в действительности не слушатели повинны в том, что слушают Элджея. Слушают то, что доступно в инфополе. Эту претензию нужно адресовать не им (почему они делают тот или иной выбор), а скорее отечественной муз.индустрии, которая до сих пор не закрыла нишу хорошим продуктом «на заданную тему».

В связи с этим вроде бы напрашивается логичный вопрос: а где же украинский Элджей? Не «под копирку сделанный проект», а вот именно аутентичный и вполне себе массовый молодежный бэд бой от украинской мейнстрим-поп-музыки? И откуда он вообще такой взялся на нашу голову?

В поисках ответа мы забрели очень далеко. В период раннего Средневековья, XII век после Рождества Христова, где и обнаружили «элджеевские корни» в тамошней поэзии уличных попрошаек.

«В кабаке возьми меня, смерть, а не на ложе!
Быть к вину поблизости мне всего дороже.
Будет петь и ангелам веселее тоже:
«Над великим пьяницей смилостивись, боже!»

Это строки из «Исповеди» Архипиита Кельнского, придворного поэта императора Фридриха Барбароссы. Данная жемчужина вагантской поэзии была написана приблизительно в 1163-м году, принадлежит к августинской «исповедальной» традиции, но при желании анализирующего хорошо рифмуется с «На баре синем / Мы танцуем под минимал / Да-да-да ты красивая…».

Что такое поэзия вагантов и кто они такие? Люди, которые отвергали общественную иерархию того времени и строгое поклонение духовному сану. Они предпочитали скитаться по средневековым дорогам, изображая из себя монахов, сбиваться в стаи и, среди прочего, исполнять под музыкальный аккомпанемент изощренную поэзию, заканчивая стихи откровенной попрошайней. Так ваганты зарабатывали себе на пропитание и винную эйфорию и обожали предаваться совсем не платонической любви, прелести которой тоже часто становились предметом их творчества.

Вот еще названия некоторых образцов той бродяжнической поэзии: «Спор между вакхом и пивом», «Наставление поэту, отправляющемуся к потаскухам», «Я скромной девушкой была» («Пошла я как-то на лужок / флорес адунаре / да захотел меня дружок / иби дефлораре / Он взял меня под локоток / сед нон индецентер / и прямо в рощу уволок / валъде фраудулентер»).

Но было бы неправдой утверждать, что все творчество этих артистических средневековых полубомжей пропитано лишь атмосферой гедонизма, культом плотских удовольствий и распутства. В своих стихах они часто касались довольно серьезных тем, задевали нравственные, религиозные и политические дилеммы, противостояли махровому догматизму и мысленной костности.

В лирике вагантов, как и в песнях Элджея, заметно это неистребимое стремление человеческой натуры к свободе и радости в самый мрачный час на Земле, выраженное через крайности — чтобы доходило лучше. Кто-то усматривает в треках Элджея прямую пропаганду запрещенных веществ, которая «влияет на наших детей». Но формировать моральный компас и разъяснять, что такое хорошо/что такое плохо, детям должны прежде всего их родители, а не популярные исполнители.

Дети просто хотят угорать. Оставьте их в покое.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.