Достижения и поражения украинского рэпа в 2018-м. Чем гордиться, из-за чего плакать?


5 466 16

Вы наверняка видели клипы Alyona Alyona, даже успели их с кем-нибудь обсудить и, возможно, порадоваться за украинский рэп. Но как с ним обстоят дела, если отбросить в сторону меметичное творчество этой исполнительницы? Пациент скорее жив, чем мертв? Давайте во всем разберемся по порядку. Мы постарались дать наиболее актуальный расклад по отечественному хип-хопу и его проблемным местам, а также собрали 30 главных украинских рэп-альбомов 2018-го года одним удобным списком.

Украинский рэп научился хайпить! Это правда?

Правда, но только отчасти. Внимание аудитории было главным образом приковано к исполнительнице Alyona Alyona, тому самому мем-проекту «воспитательницы детского садика под Киевом, которая ушла в хип-хоп». Не будем пересказывать всю грамотно выстроенную легенду исполнительницы: эти клипы «убили» даже тех людей, для которых укрорэп застрял в начале нулевых на ТНМК и Тартак. Но мы вынуждены с прискорбием констатировать, что ситуация, в которой приходится потакать вкусам «среднестатистического обывателя» и наряжать талантливую Алену в купальник для «вирусного эффекта», не радует.

Нет, разумеется, все причастные к ее успеху проделали колоссальную работу, здесь вопросов нет. Обидно, что в этом случае цель оправдывают средства: представьте себе скромные синглы Alyona Alyona на Soundcloud без кликбейтных клипов, кому они здесь были бы нужны (кто их бы заметил)? Просто честно ответьте себе на этот вопрос, без увиливаний в духе «мы живем в диджитал-эпоху, где вижуал превыше всего…».

Вторым таким «нашумевшим» рэп-альбомом стал «Спалах», долгожданный сольник Андрея Шалимова aka Freel, экс-участника группы На Відміну Від. Но опять же, этот альбом Андрей «продавливал в массы» личным упорством и настойчивостью, а писал и выпускал своими силами несколько лет. Это сказалось на контенте самой пластинки — «Спалах», безусловно, оказался мощным, но слишком разноплановым. Эта разноплановость играет с релизом злую шутку: дерзкие стилизации и рефлексии на тему «нью скула» соседствуют с глубоко личными переживаниями рэпера от болезненного разрыва и остросоциальными вещами, которые оставили неизгладимый след в сердце каждого украинца.

Казалось бы, на фоне личного подвига (а именно так позиционируется «Спалах»), это совсем незначительная деталь: ну подумаешь, разные треки, кого это волнует? Главное, чтобы музон качал! Музон качает, но на общем фоне чувствуется «тяжесть» этого альбома, как это всегда бывает с вещами, которые сделаны «вопреки» чему-то, а не на топливе абсолютной творческой свободы. Тем не менее, мы очень ждем новые треки Freel’а — этому парню определенно есть что сказать не только в рамках избранного им пути. Рэп — это, в конце концов, не путь на Голгофу!

Перечислив все это, кого мы еще можем вспомнить? Разве что «Predictor» — новый EP Юрия Бардаша, который оказался безупречным, но в его успехе даже не приходилось сомневаться. И который, несмотря на «возвращение к корням», все-таки трудно назвать чистым рэпом без каких-либо примесей. Это музыка совершенно иного толка, она свободно дышит без привязки к какому-либо контексту. И, в общем-то, все. Можно назвать еще какие-то релизы, но они не сумели прорваться к «массовому слушателю», оставаясь событием только для узкоспециализированной публики. Можно вспомнить яркий дебютный сингл Alina Pash, но этот проект пока так и подвис в начальной стадии, а одной «Битангой» рэп-игру не перевернешь.

 

В чем вообще проблема украинского рэпа? Что за родовая травма?

Крайне важно отследить всю хронологию с самого начала, отыскать первоисточник ошибок и неудач и научиться превращать их в достоинства, а не просто стрелять вхолостую, а затем впадать в известное уныние. В начале 2000-ых в каждом украинском городе существовала собственная «школа рэпа»: Харьковрапасити с его Убитыми Рэпом и совершенно гениальными Шнель Шпрехен сильно отличался от, скажем, киевского движа или луганского коммьюнити во главе с Сынтей (CLC).

А в том же Киеве в дремучем 2002-м году даже проводили специальную премию «чисто по рэпу», была радиопередача «Бруклинские пирожки» с бессменным ведущим Dimmy D, многочисленные hip hop parties, даже какое-никакое противостояние «кланов», мощная поддержка движения со стороны журнала Х3М. И — внимание — как минимум три-четыре посещаемых интернет-проекта о хип-хопе и «уличной культуре». Были успешные примеры коопераций с коммерческими брендами. Несмотря на все не самые приятные нюансы, Snickers Урбания выполняла важную просветительскую функцию и, что называется, «открывала таланты» (именно там впервые зачитал легендарный 4atty aka Tilla). Нужно разобраться, в какой момент и почему это угасло?

 

Где я могу почитать об отечественном хип-хопе и заценивать свежаки?

С этим проблемы. Существует сайт rap.ua, но его наполняемость и посещаемость оставляет желать лучшего. В основном это просто новостная лента, обновляемая энтузиастами: пресс-релизы, какие-то новые клипы пополам с попытками обслужить «актуалочку» вроде заметок про «свежий EP Пошлой Молли». Все это делается в заметной спешке или на коленке, без контекста, вдумчивых фичеров, интервью, аналитики. В общем, мы имеем дело с аналогом издания The-Flow, вот только у «Флоу» — уникальная аудитория (и фирменное рубилово в комментах) и почти 3 миллиона просмотров страниц в месяц, а rap.ua не дотягивает даже до 60 тысяч…

То есть такая тупиковая ситуация: получается, что украинским рэпом интересуется слишком мало людей, чтобы специализированное издание росло и развивалось, но и сам сайт недотягивает до того, чтобы формировать «спрос на рэп» и, как его старший брат, быть такой себе витриной релизов и всего того контекста, неизбежно сопровождающего рэп-игру. Классический пример цугцванга, если вы понимаете, о чем мы.

Одни скажут, что «за рэп в Украине не готовы платить», да и вообще, нет выстроенной индустрии, критической массы релизов, слушателей релизов, концертов и баттлов. А другие посетуют на то, что индустрия (и вообще, любая рабочая структура) всегда начиналась без денег, но с кооперации, преданности делу, личной ответственности и смелости. И где эта кооперация? Украинский рэп в 2018-м — эгоцентричная штука, дело сугубо индивидуальное, в котором каждый старается и думает только о себе.

 

Где та молодая шпана, которая сотрет нас с лица земли?

Интересные фрешмены появляются, выпускают релизы, но довольно быстро тонут в общем информационном шуме. Скажем, в конце мая киевский саундпродюсер Михаил Гайдай под моникером МИША выпустил свой дебютный «Мишtape #1». Это действительно интересный релиз, в котором чувствуется небанальное творческое мышление, поиск артиста, не оглядывающегося на «звук новой школы». Любопытное переосмысление первоисточников вроде Реджи Сноу и Андерсона Паака, зачатки не похожего ни на кого флоу и главное — так называемый «лирический герой» за этими песнями, влюбленный в свой родной город меланхолик, слишком рано повзрослевший. Но вот вышел этот деликатный релиз, и кто о нем вспомнит через месяц? У общего музыкального ландшафта в Украине слишком суровая почва, которую необходимо возделывать потом и кровью, чтобы просто заставить людей запомнить твое имя. Что уж говорить о каком-то амбициозном, но пока еще сыром микстейпе.

Идем дальше. Юрий Бондарчук, экс-участник коллектива oh, deer!, одного из лучших скримо-коллективов на просторах бывшего СНГ, резко меняет профиль и начинает записывать остроактуальный «цайтгайст хип-хоп/инстаграм-рэп». Он регулярно отчитывается о своем эксперименте в соцсетях с нарочитым хэштегом «#кращийрепальбом», но всего этого оказывается недостаточно даже для того, чтобы этот эксперимент поддержали и проанализировали в профильных СМИ (за некоторыми исключениями в виде издания LiRoom).

Музыкальным медиа приходится думать о выживании и в печальноизвестной «борьбе за трафик» ориентироваться на хайповые заголовки и темы, для них релиз Бондарчука — это, если не вдаваться в какие-то цеховые нюансы, «неформат», «слишком нишево» и «мало просмотров». Совсем другое дело — новый релиз ONUKA или певицы Джамалы, которые приведут на текст о себе же своих многочисленных подписчиков в соцсетях. В нынешней ситуации музыкальные СМИ больше не «делают разницу» и не способны ощутимо влиять на общий климат. Все исключения из правил — чистой воды донкихотство и победа самого себя.

Что уж говорить о релизах, которые появляются совсем из ниоткуда, лишенные какого-либо медийного контекста. Как, например, дебютный микстейп 15-летнего борщаговского рэпера Cute K.O. «Полная обойма». В нынешней ситуации украинским рэперам просто неоткуда брать поддержку: СМИ подтягиваются уже на все готовое (соцсетевой хайп), а пока что помоги себе сам, дружок. И все выкручиваются как могут.

Окей, пригрузили вы меня нормально. А слушать-то что?

Все, что мы можем сделать сейчас в сложившейся ситуации — это привести как можно более полный список релизов, случившихся в украинском рэпе за год, не руководствуясь вкусовщиной и какими-то критериями выбора. Если вам небезразличен отечественный хип-хоп, слушайте, думайте и выбирайте сами.

Freel — Спалах
НКНКТ — 20420
Юрій Бондарчук — Чорне дзеркало EP
Курган & Agregat — С.Ш.Р.
Cute K.O. — Полная обойма
Миша — Мишtape #1
Кашляючий Ед — Переклад
Денні Дельта — Навиджу
soda 9000 — Скажи ей пусть послушает
BRAT — V$TAVЛЯЄ
Довгий Пес — #соціальнийалкоголік
ХАС — Мегаполіс
D31F – DUALITY EP
Олдскульний Ніндзя — Останній Динозавр
Kyivstoner aka Неизвестность — Banger
Rose 044 — 044 Rose (ноябрь)
Telly Grave — Magnolia / Berserker EP
the dpk — Город без улиц
ХТБ — Blackday
Псючий Син — Торба
Ядерна Могила — Dodecagon
T-Fest — Иностранец
Podzem — Ванильные небеса
кАчевники — Бодрый. Сторона А
Kilm Beats — Natural
Дикий ПЕС ft Tony N-Name — Дикий стиль
Nemo 322 — Х.Л.А.М.
PentagRhyme — V (EP)
Джонні Дивний | Wootabi.  — Повний Абзац: Сторона «А» / «Б»

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

5 комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

А про открытие первой FM хип-хоп станции в Украине все молчат?

2
Ростислав

кашляючий ед

вышел покурить

3

Тут ще можна сказати про родові травми слухача та музичних ЗМІ. Для перших, як колись сказав Дельта, "реп не заходить без балалайки". Тому й виходить, що в аудиторію треба заходити через суржик чи мемчики, бо реп українською сприймається як дічь. А локальні блоги ЗМІ, чомусь досі сприймають реп як маргінальну двіжуху.

5

Отличная статья! Редко такие встретишь. Все по делу.