7 странных, неожиданных (или долгожданных) камбэков 2018-го года


0 132 1
Иногда они возвращаются. Что мы будем с этим делать? ПОТОП провел ревизию камбэков украинских музыкантов в 2018-м году.

Тартак

Кто-то может сказать, что «они никуда не уходили». Это в принципе правда с фактической стороны. Альбом «Ввічність» выходил в 2015-ом, потом была «АнТАРТАКтида. Частина Друга» в прошлом году. А в этом — альбом дуэтов с мастодонтами украинского шоубиза и эстрады: от Вахтанга Кикабидзе и Тони Матвиенко до лидера группы СКАЙ. То есть группа не пропадает с радаров, но не покидает ощущение, что Тартаки выветриваются из нашего коллективного бессознательного.

Для сравнения вспомните, например, «Музичний лист щастя» (2003). Альбом настолько исчерпывающий, что рефрен «я не хочу бути героєм України» особенно остро зазвучал в контексте новейшей истории страны. А «мене ніхто не любить — стану хуліганом», песни «Стільникове кохання» и «Це ваше свято» — все это плотно въелось в общий культурный фон.

Насчет нового релиза Тартак не возникает чувства, что это instant classic, как говорят серьезные музкритики. Вспоминается сайд-проект Александра Положинского — «Був’є»: примерно так и можно описать впечатления от «АнТАРТАКтиды». Тартак «був», «є» до сих пор, но «будет ли»..? Это уже вопрос.

ТНМК

В начале «пути» они были одними из главных популяризаторов хип-хоп культуры в Украине (об этом лучше всяких слов говорило даже название дебютного альбома ТНМК «Зроби мені хіп-хоп»). Довольно быстро группе стало тесно самовыражаться только через биты, скиты и флоу, и музыканты устремились в мультижанровое путешествие. ТНМК всегда умели балансировать на грани между меметичным творчеством, которое «заходило в народ» («а як я очолив Мінкультпром / то гімн України заспівала група Korn»), радиохитами и тем грузом ответственности, которую наложили на них многочисленные поклонники «аутентики».

И вот, в 2018-м, после четырех лет молчания, музыканты выпустили альбом «7» (Apple Music, Google Play). Он записан вроде бы по современной моде: семь треков, 29 минут общего звучания — идеальный хронометраж «под стриминги». Но интересно то, насколько они себя спокойно чувствуют (или, по крайней мере, стараются произвести такое впечатление) среди всего неконтролируемого хаоса, в пучины которого погрузилась «современная актуальная музыка» (даже в Украине).

Их новый релиз обязательно будут сравнивать с предыдущими и вообще сверять его на предмет «соответствия повестке дня». ТНМК об этом знают, но приятно, что они при этом не предпринимают попыток заигрывать с «ютуб-ориентированной» молодежью и пускаться в прочие сомнительные эксперименты. Музыканты сделали ставку на выдержанный стиль, решили напомнить, кто здесь отцы — и это исключительно верный ход. Мы сейчас говорим именно о жесте, который прочитывается за этим камбэк-альбомом. Оценить песни вы можете сами, все-таки не первый год знакомы…

Аква Вита

Не нужно долго объяснять ту революцию, которую проделала эта группа в 90-ых. Не исключено, что Аква Вита во многом опередила нашу реальность: их футуристический постмодернистский «технотронутий» саунд очень точно описывал чаяния и поиски своего места под солнцем в стремительно меняющейся стране. «А тепер усе інакше», «Женьмінь Жібао», «Хмари розтануть» (список можно продолжать) — вещи на все времена, которые одинаково хорошо слушались и тогда, и сейчас. Но «что-то случилось». В 2000-м из группы ушла Ирина Филатова и Игорю Балану, идеологу группы, пришлось продолжать проект с новой вокалисткой, но это, естественно, «было уже не то».

В самом начале осени 2018-го Игорь предпринял попытку даже не то чтобы камбэка, а возможности «громко хлопнуть дверью»: напомнить всем про Аква Виту и отправиться в новое музыкальное путешествие. Но немногочисленная публика, пришедшая на концерт — грустный симптом и напоминание о том, что «прошлое не вернуть», а ностальгия сама по себе — скользкая штука, слишком размытая почва, на которой вряд ли удастся построить новый крепкий дом. Тем не менее, мы желаем Игорю Балану удачи и успехов во всех начинаниях.

El Кравчук

Один из главных секс-символов украинской поп-музыки 90-ых, который умел эпатировать закомлексованный шоубиз-истеблишмент и активно играл в театре, на долгое время пропал из инфополя, так как решил посвятить себя целиком более общественно важным делам. Например, Андрей делал проект «Диалоги добра», в рамках которого ездил с концертами и культурными программами для детей и взрослых в город Попасная в Луганской области: «Я привожу туда детских писателей, мы ставим детские спектакли, общаемся со школами и школьниками».  

В 2018-м году El Кравчук выпустил сразу два камбэк-сингла: «Літо 2018» (сезонный EDM-блокбастер) и «Все буде добре» (оптимистичное заклинание), которые, учитывая огромный и толком нераскрытый потенциал артиста, кажутся всего лишь открытками с курорта. Нужно признать, что украинской «большой сцене» очень нужны такие люди, как El Кравчук, чтобы спасти ее от извечных внутренних проблем, которые пока что не решает успех группы Kazka и конвеерные хиты Время и Стекло. Поэтому надеемся, что открытки-открытками, а Андрей Викторович выпустит полноценную пластинку и «покажет как надо», изменит расстановку сил внутри шоу-бизнеса.

2sleepy

Вышедший 10 лет назад «art fraud» — milestone не просто «электронной сцены», а вообще украинской сцены в целом. Дело в том, что определенные подводные течения отечественной музыки не меняются. И сейчас, и 10 лет назад востребованной была в основном фолкторника/этно-поделки на экспорт и радиоформатный поп-рок с прицелом на стадионность. Поэтому, когда вышел «art fraud», многие эксперты просто не знали, что с этим делать — и как о такой музыке писать. В ней был совсем другой базис: равнение на актуальный IDM, посвященный внутренней политике человека (Lali Puna, The Notwist, Squarepusher и так далее), но без явных заимствований. Просто 2sleepy оказались феноменом и маячком, на который слетались все те, для кого музыка была не просто фоном повседневности; те, кто верил в невозможное.

Учитывая контекст «тех событий», их альбом «For The Next Day», вышедший декаду спустя, для украинских меломанов сродни возвращению группы Slowdive. Некое пришествие, знак и символ той былой веры и надежд. Участников коллектива раскидало между США, Украиной и Польщей, но способность ткать фирменный «сонный» поток они не утратили. На этом релизе чувствуется сопротивление информационной энтропии и так называемым »новым технологиям» — и мы можем только приветствовать такой жест, который сегодня и сейчас обретает символически важное значение.

Marakesh

В середине нулевых, когда черно-розовая альтернатива превратилась в главный витаминный музкоктейль для молодежи, Marakesh были первыми в Украине, кто делал «коммерчески качественно». Пока группы однодневки смотрели на успех каких-нибудь Amatory и Оригами и выдавали посредственный продукт про «настоящего эмобоя», Marakesh не стремились быть на кого-то похожими, а разрабатывали свой уникальный стиль. Именно поэтому, скажем, их EP «День Святого Валентина», несмотря на то, что ему больше 10 лет, не особенно потерял в актуальности. Это 2007-ый, когда еще не все твои одноклассники зарегистрировались ВКонтакте, а они уже спели о том, как все будет дальше: «виртуальная реальность / нескончаемый дождь».

Но заслугами прошлого сыт не будешь. В 2018-м году Marakesh выпустили «Новый день», сборник демо-записей, которые лидер группы, Марк Гриценко, написал для коллектива после своего релокейта в Берлин. Это снова «летящая» поэзия и такая же легкая гитарно-электронная окантовка, лишенные известного экзистенциального привкуса современности. Любителям постиронии не понравится, но для вечных романтиков — самое то. Хорошо, что они не пропадают с радаров.

НЕРВЫ

Они вошли в историю: кто не помнит этих пронзительных завываний «кофе мой друг / музыка мой драааг», стали саундтреком многих пьяных вписок, а затем также стремительно исчезли (поговаривают, все дело в конфликте с продюсерами, но нам в сплетнях копаться неинтересно — в конце концов, обо всем Мильковский и ко рассказали в Зе Интервьюере).

За время отсутствия Нервов выросло новое дерзкое поколение: взять хотя бы Пошлую Молли (Бледный на последнем релизе прямо так и поет: «Не забуду нашу встречу, 07-03 навечно / Приснился сон, там, где мы потрахались под Нервы»). И вроде бы тяжело соревноваться с этим поколением, но у Нервов есть очевидное преимущество — преданная фан-база, которая уже выросла из подростковых соплей, но и самих музыкантов тоже изрядно перетряхнула жизнь. Интересно, воспользуются ли Нервы этим преимуществом и начнут ли нащупывать новый язык общения с этой подросшей аудиторией или продолжат делать под копирку то, что лучше всего удавалось — такую своеобразную замену группы Звери. Время покажет.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.