9 украинских альбомов 2018-го, где важен концепт


0 153 8
Украинская музыка — это не только жанровые «сцены», поп-мейнстримный Олимп и ноунеймы. Это еще и пространство, в котором до сих пор можно своим альбомом высказать какую-то крупную идею (если хватит сил и смелости). ПОТОП оценивает наиболее «концептуальные» релизы 2018-го года на предмет проверки фантазии сучукрмуза.

Курган — Бібліотека странних знаній EP

«Не теряй любопитство даже еслі все циклічно» — гласит подпись под клипом на песню «Любопитство» с сольного EP Евгения Володченко aka Курганмана из группировки Курган & Agregat. Она задает тон всему релизу. Женя на этой работе демонстрирует удивительную наблюдательность за окружающим миром, который содрогается от своей сложности — и плавит эти наблюдения в очень хлесткие песни. Такой драмеди-рэп, где суржик-флоу, принесший славу основной группе, — всего лишь художественное средство для того, чтобы «быть в мире но не от мира сего». Отдельно советуем вслушаться в композицию «Мужичок 4.0» — эпитафию «маленькому украинскому человеку».

Приводим отрывок из этой песни полностью, чтобы вы оценили масштабы поэтики:

«Последний в своем роде Мужичок версия 4.0, ряд эмоций отказал в работе, не чувствую боль, не шарю в иронии, чип юмора установлен ще в СССР, вроде бы, двигатель работае на алканоидной основе, держу на мир злобу но скоро отпусте, если поїду в Європу і зароблю капусту, после проведенних маніпуляций осознаю себе і вернусь додому кіборгом, роботом на человеческой основе, обніму родних і заплачу щастя слезами, і скажу — ей сім’я, я снова с вами, раньше був токо телом тут, а тепер и душой наконец-то, вот настоящий я — Мужичок 5.0, в перву очередь отец».

Известно, что изучение общества есть в значительной мере изучение самого себя; и неизбежная при этом социальная критика есть самокритика, коль скоро человек частично является, как ни крути, продуктом общества. При этом не только явные, но и тайные, казалось бы глубоко интимные внушения (на самом деле идущие от социального мира) могут искажать Истину. И тяжело быть во имя Истины безжалостным к себе, когда предательское миролюбие, сливаясь с себялюбием умаляют силу проницающего умозрения. Получается, что действительное познание общества есть разновидность аскетического подвига самопознания и самопреодоления.

Страшное дело! Но Жеке Кургану этот подвиг удался. Мы очень надеемся, что однажды ему наскучит рэп-игра — и он примется за сочинение глубочайших жизненных притч, случившихся на его пути. Но пока будем с огромным удовольствием наблюдать за такой редкой творческой свободой и полетом философской мысли в украинском рэпе — и вам советуем.

Зэ Джозерс — Сложные машинные биты 

«Мы застряли внутри этого ужасного мира пост-всего. Он умирает. Мы добиваем его сложными машинными битами», — говорят Зэ Джозерс про свой новый альбом. Для того, чтобы что-то «убить», похоронить и закопать, ума много не нужно. «Рэп — это новый панк» и наоборот и так далее и тому подобное — одними плакатными истинами концептуальный релиз не соберешь. На новых треках Джозерс, впрочем, хватает развития темы про «умирающий мир пост-всего». Они не просто констатируют «смерть» как процесс, но предлагают варианты — это очень важно. Мир «пост-всего», о котором поет группа, вдруг оказывается делом сугубо личным, в котором, как на выжженной земле в книге Кормака Маккарти «Дорога», остаются базовые человеческие потребности (любовь, душевное тепло, общее дело и некий Путь, куда нужно добираться во что бы то ни стало).

YUKO — Dura?

Противостояние героини и социума. История девушки, которую избивает какой-то мудак, жертва зеленого змия. Открытый разговор с обществом о патриархальных ценностях (мол, сколько можно?) и домашнем насилии. В общем, респектовать YUKO можно хотя бы за то, что они не побоялись сдетонировать такие серьезные темы в рамках одной пластинки в настолько зашоренную и беспомощную инфосреду, где выстреливают преимущественно мемчики и шутки не длиннее одного предложения.

Gamardah Fungus — Crossing the Wasteland

Можно не объяснять, сами все поймете. Индия. Пустыня. Медитации. Дрон-эмбиент. Ситар и танпура. Ну и кое-какие более привычные инструменты. Поражает то, насколько крепко идея «путешествия через индийскую пустыню» здесь склеивает треки в единое переживание, во-первых. А во-вторых, не заставляет в какой-то момент слушать с «пустой головой». Если вы когда-нибудь пытались интересоваться современным нью-эйджем, то вам наверняка известно, какой заунывной чушью он иногда бывает. Gamardah Fungus — это не то чтобы «нью-эйдж», но довольно близкая к «чистому» смыслу этого термина музыка, которая не просто гипнотизирует, а действительно передает различные идеи. Например, о том, насколько важен синтез восточных традиций и «адекватного западничества», да и вообще, синтез духа и научного знания. Но вообще наш вам совет: включайте «Crossing the Wasteland», прыгайте как птица на разные ветки метрополитена, смело засыпайте в вагонах под эту музыку — увидите много чего интересного в этих снах.

Stoned Jesus — Pilgrims

Поговаривают, что в сюжетную основу Pilgrims были положены суровые туровые будни Stoned Jesus (группа активно катается по Европке, только в 2017-м году они отыграли 67 концертов, а в 2018-м — 69). Но в общем концепте альбома нет какого-то срывающегося в отчаяние уныния в духе «мы дико устали, но все равно вам щас тут споем какие-то абстрактные тексты и нарулим качественного звука с элементами прога». После внимательного прослушивания «Pilgrims» можно выцепить для себя как минимум один важный урок: успех, личные победы, перемены и метаморфозы — это, конечно, все здорово. Но в океане повседневности совсем необязательно строить из себя Сверхчеловека и идти к своим сверхзадачам. Жить надо ради «моментов» в целом. А эти моменты могут быть хоть сколько угодно микроскопическими. Важно, какой след они оставляют в душе.

Zavoloka — Promeni

Четвертая часть тетралогии, посвященной природным стихиям и очищению через них (до этого были: «Viter» — воздух; «Vedana» — вода; «Syngonia» — элементы Земли). «Promeni» — это элемент Огня, завершающий серию релизов. Огню в алхимической науке всегда отводилось особенное место. Вряд ли слова великого средневекового ученого и философа Парацельса о «тяготении мужской воды к женской земле и женского воздуха к мужскому огню» понимал кто-либо, кроме алхимиков, но ведь речь шла о метафизических константах мира, о едином огне, materia prima. Спагирия (от греч. — извлекать и собирать) — так предположительно назвал Парацельс алхимию и химию вместе как стратегию знания. Спагирия — не только взаимодействие веществ, но и их огненная мутация, то есть область «чистого огня». Субстанциально — всякая реакция есть огненный акт. Чистый огонь расположен на границе пламени, где интенсивность горения переходит в еле уловимое движение «язычка».

Нечто подобное исследует и Zavoloka на «Promeni». Язык не повернется назвать эту музыку всерьез «высоковольтным шугейз-эмбиентом» или еще какой-нибудь глупостью. Это опыты, посвященные метафизическим преобразованиям энергии внутри человека, выраженные самыми разными художественными средствами. Катю Заволоку не интересует чистяком наваливать шугейза, пост-рока или колдвейва, ей доставляет удовольствие ткать из этих элементов не обремененные какими-нибудь тегами саундскейпы. Promeni — аудиокарты, с помощью которых нужно совершать трипы внутрь себя.

вагоновожатые — референс

Здесь «концептуальность» выражена максимально прямолинейно и доступно. Из новости в новость об альбоме волочится этот хвост с объяснением идеи: песни о слабостях и страхах «обычного человека», буднях «креативного класса» и «зависимости от соцсетей». Немного обидно, что получился даже не столько концептуальный релиз, сколько сезон старорежимного сериала, где в каждом эпизоде сражаются с каким-то отдельным монстром. Так и у вагоновожатых: в первом треке на орехи достается неглубокому поколению, которое за словом лезет не в карман, а в гугл; дальше идет песня-манифест общим «слабостям» («наесться какой-нибудь гадости»), в «веаюфром» критическому рассмотрению подвергается месседж «вне политики» и так далее.

Но самое интересное на альбоме происходит как раз в те моменты, когда группа уходит от прямых-непрямых намеков и аллюзий на всю, так сказать, экосистему современного украинца и принимается за свою фирменную иносказательность («Широкий», «Чистотел»). В общем, ничего нового не скажем. Вагоновожатые в своей лучшей форме — это не про эффект узнавания себя в обычных ситуациях (на что, по нашему мнению, зря был сделан такой сильный акцент), а некий глитч, дистанцирование от проблемы, чтобы с ней же познакомиться поближе.

1914 — The Blind Leading the Blind

Наиболее концептуальная пластинка (и группа) в нашем списке. 1914 занимает уникальную нишу не только на так называемой «украинской метал-сцене» (где хватает бриллиантов): их самоотверженной разработке темы Первой мировой войны регулярно удивляются зарубежные музыкальные СМИ, обязательно добавляя стыдливые дисклеймеры «конечно, они не нацисты, просто интересуются прошлым и историей самого масштабного вооруженного конфликта в истории человечества!». «The Blind Leading the Blind» продолжает линию первого альбома — противостояние империй на Западном фронте.

Здесь есть общий нарратив: условно, история новобранца, который попадает на фронт и сразу смекает, что в этом месиве из окопной грязи, морального опустошения, цинизма, трупов и крови нужно переключиться на какое-то другое измерение человеческого духа. Первые четыре трека «The Blind Leading the Blind» очень мощно припечатывают своего слушателя, дальше идет уместный кавер на «Beat the Bastards» Exploited, реинкарнация старой солдатской песенки про весь ужас войны и так далее. Альбом очень объемный, он живо стимулирует воображение, а главное — интерес к малоизученной теме, поэтому в какой-то момент легко обнаружить себя с «The Blind Leading the Blind», читающим про какое-нибудь сражение Первой мировой на топких болотах в декабрьские морозы. В общем, невероятно мощный релиз, который обязательно нужно «пережить» на концерте 1914, где группа дает «дополнительное измерение» своей музыке с концептуальным видеорядом, тематическими костюмами и спичами между песнями.

Бонус: dakooka — Герой

Творчество Дакуки нельзя рассматривать со стороны концепции отдельно по альбомам. Хотя в «Герое» Катя оказалась в самых темных краях своей души, картинка артистки видна только в том случае, если смотреть на все сверху. Сквозь все релизы можно увидеть линию ее судьбы. Вся жизнь Кати отражается в творчестве, поэтому книга, составленная из отдельных новелл, образует целый роман, конца которому не видно. Главное, что нужно знать – блюз непредсказуемой женщины очень личный и требует пристального внимания. Тем более Dakooka все тщательно скрывает за стильком и красивыми клипами, и визуалочкой. И в этом году твист из трагического «Героя» в более легкую «Форму» был понятным ходом, чтобы не смешивать одну Катю с другой. 

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.