19 самых крутых украинских альбомов 2018-го


0 676 3

Ситуация с «объективностью музыкальных рейтингов» в Украине не меняется. Это снова кулуарные или публичные обиды, почему такую-то пластинку не взяли, а поместили такой-то релиз. Это необходимость музыкальных журналистов объясняться (извиняться) за свой выбор. Наконец, нечеткость критериев этого самого выбора и распределения так называемых «мест в рейтинге» (почему артист Х на десятом месте, а не на первом?). Наш критерий един — это украинская музыка, с которой редакция ПОТОПа по тем или иным причинам провела весь этот год, наш личный таймлайн. И те релизы, которые по нашему мнению, исполнены свежих идей, а не просто «ну надо бы этих уважить». Все по чесноку, ребята. В нашем рейтинге все на равных условиях.

ЛУНА — Заколдованные сны

Мы абсолютно уверены, что «Заколдованные сны» — это такой важный кирпичик в фундаменте будущего современной поп-музыки. Пока фанаты и недруги ЛУНЫ все отталкиваются от «переосмысления 90-ых» и ищут в ее новых песнях отголоски Виктора Цоя, певица и ее музыканты живут в своем герметичном мире и вполне ясно представляют себе, к чему они идут и на что делают акценты. Акценты же на «Заколдованных снах» вполне ясные для тех, кто открыт умом и сердцем — это любовь как противовес изнуряющему сарказму, постиронии и «тяжелой» игрой с экзистенциализмом. ЛУНА помогает проложить своим слушателям дорожку в их же души, через эти простые и универсальные слова, а также утонченный «звук» отыскать истинные мотивы своего сердца.

Зэ Джозерс — Сложные машинные биты

Еще один релиз с двойным дном, в котором очень важна контекстуальность, а не только оценка «звучания». На альбоме Зэ Джозерс важно поймать (отыскать) свой резонанс с этими песнями. Представить себе вполне конкретного лирического героя, чья история идет через весь альбом. Этот герой, если так задуматься, занимается чистым донкихотством и сражается с «ветряными мельницами» — «умирающим миром пост-всего», если верить пресс-релизу. Но в том-то и дело, что верить не просто можно, а нужно. Вера — обязательное условие. Тогда вам все станет понятно и без рецензий.

Балдьож — Красивый букет

В журнале «Афиша» полноценный дебют киевского инстаграм-поп дуэта Балдьож сравнивают с группой These New Puritans. Сравнение неслучайное: ровно 10 лет назад These New Puritans ворвались в модный, но быстро забившийся группами-однодневками тренд под названием «нью-рейв» и умудрились в его шатких и довольно смешных условиях сотворить настоящие боевики. Они делали музыку, которая опережает свое время, а интеллектуальные тексты и смыслы прятали в безотказные ритмические структуры. Балдьож — тоже новаторы. Они опрокидывают постиронию, а весь альбом «Красивый букет» (если слушать его сердцем, а не склонным к неуклюжей аналитике разумом) — это большой шаг навстречу новой искренности. Которую с похожей силой в украинской музыке транслировала разве что группа ВИА Гра.

Cape Cod — Echoes

Максим Сикаленко — тупо красавчик. Вовремя слез с металкоровой зависимости, чтобы дарить свет и праздник людям и «ритмы пульсаций» 044 House в рамках сольного проекта. Про альбом в основном говорят, что он «против информационного шума» (потому что Макс так придумал). Пусть говорят. Мы долго разглагольствовать не станем: «Echoes» офигенный, хоть и переходы между треками так себе и в большинстве натянуты за уши. Но Макс и Артем справились идеально, любим их и безумно уважаем.

Stoned Jesus — Pilgrims

С музыкальной критикой в области всего «альтернативного и тяжелого» есть серьезные проблемы. А точнее, огромная зияющая дыра. Даже на английском языке. Не сумев подстроить свой терминологический аппарат к требованиям нового времени, журналисты обычно пускаются в длинные сравнения или «анализируют процент прогрессив-рока» в такой-то песне, как будто это о чем-то говорит. В результате возникает каша (в головах и в самих СМИ). В случае с «Pilgrims» нужно как минимум отдать дань уважения упорству Stoned Jesus, которые не становятся более или менее мейнстримовыми. Они такие же хрупкие люди и музыкальные гики, которые в нужный момент взяли упорством и работой над собой там, где другие отчаиваются и пускаются в известный алкоголизм и распиздяйство. О музыкальной составляющей пусть лучше потрындит наш любимый Fantano. Мы больше нуждаемся в тех, кто бы нас вдохновлял своим примером.

Small Depo — Дебильный

Пацанский, бродяжный постпанк, в котором очень мало (к счастью) западничества, упадничества и прочей джойдивижовщины. Small Depo на этом альбоме позволяют себе в нужные моменты постоять в сторонке, благодаря чему и получились главные хайлайты «Дебильного» — совместки с другими украинскими музыкантами. «Был замечен», где Евгений Володченко из группы Курган & Агрегат выдает серьезный концентрированный поток сознания, точно будет вписан в историю новой украинской музыки. Но когда-нибудь потом. Сейчас важно почувствовать, что этот релиз был записан «рядом с тобой», людьми, которые дышат с тобой одним воздухом и пытаются тебе нашептать хоть какой-то смысл этих бесконечных дней, занятых скроллингом ленты новостей.

кАчевники — Бодрый. Сторона А

Для всех тех, кто соскучился по олдскулу и устал от мамбл-рэпа, несовершеннолетних звезд хип-хопа и обнищания духа этого великого жанра. кАчевники делают красиво, заряжают правильной духовной энергией и транслируют накопленные знания. Не хочется называть их «супергруппой», ведь это в большей степени коллектив соулмейтов, которые просто в какой-то момент «нашлись». Найдитесь и вы с их музыкой — и сразу перестанете скучать по старым альбомам Bad Balance.

Blooms Corda — Fog Lavender

Когда-то давно в модных музыкальных блогах вовсю пели оды так называемому «бедрум-попу»: «артист закрылся у себя в комнате и на коленке записал удивительную лоу-файную музыку, в которой…». К этому тренду приписывали абсолютно всех подряд, от ноунеймов до состоявшихся звезд инди-сцены вроде Ариэля Пинка и Джона Мауса. Наверное, в те времена, несколько лет назад, и было уместно назвать Blooms Corda таким вот «комнатным попом», да только сегодня рука не поднимается. Спальня спальней, но подобные ярлыки всегда накладывают ограничение, сужают фокус. «Бедрум» — это такая извиняющаяся приставка: «это, конечно, самопал, но… что-то есть». А здесь не нужно извиняться, на альбоме Данила Галыко столько творческой свободы и «пространства», общей музыкальной эрудиции, что язык не повернется называть это лоу-фаем. Внутреннее пространство человека ненамного отличается от бескрайнего внешнего — так мы поняли то, что хотел сказать Даниил на этом релизе.

Pree Tone — Kiddy

Такая музыка лучше чувствует себя вне Украины. Ты — американский меломан, обожаешь бороздить пространства самых непопулярных альбомов Sonic Youth, а вырос вообще на странных атональных группах нью-йоркского no wave движения. В любом случае, ты чувствуешь силу традиции и главное, видишь, как легко истеблишмент может поддаться твоей версии околопостпанкгранжшугейзинга, сломаться под напором обстоятельств и достаточного упорства. И устраиваешь шугейз-группу, потом на годы уходишь в какой-нибудь экспериментальный краут-джаз, а дальше — приходишь к более простым и прямым формам (возвращаешься к корням), где на тебя и сваливается так называемый «коммерческий успех».

Здесь же с подобной музыкой сложнее: просто не было «альтернативной традиции», а тот несчастный приезд Sonic Youth в советский Киев в 1988-м году был, скорее, восьмым чудом света. Тем не менее, Pree Tone удается не отчаиваться, медленно, но уверенно формировать вокруг себя фан-базу и выпускать вот такие «вневременные» пластинки как «Kiddy». Музыканты напоминают нам, насколько важно уметь «оставаться ребенком», ведь только детям доступны эти секунды подлинного счастья, острые и резкие, совсем как гитарные петли и рифы на этом альбоме. Очень крепкая пластинка, без дури.

Vivienne Mort — Досвід

Даниела Заюшкина (как лирический герой Vivienne Mort) не тянет на недотрогу, которая в вечном страдании ищет путь из лабиринта одиночества. Она знает, что там навсегда, посему может делать все, что угодно. Такая себе королева, которая смотрит свысока, хотя пытается быть с народом и шутит про алкогольно-энергетический напиток Revo у себя в фейсбуке. Впрочем, нас это нисколько не раздражает, а подобная позиция позволяет слушателям отыскивать «библейские мотивы» на альбоме и заценивать «объемность» релиза, в который действительно упакован жизненный опыт. Хотя в каком альбоме нет «жизненного опыта»?

Banned Society — Candy

Музыкальная элита города Днепра выпустила итоговый отчет того, как они видят и понимают «актуальную электронную музыку». Здесь есть даже несколько упражнений на тему новомодного «клауд-рэпа», но главный акцент — свободный полет мысли и «объем» звука, способный сразить наповал всех питчфорковских хипстеров, которые наверняка первым делом будут переспрашивать «а это точно украинские ребята?». Да, это украинские ребята, а стирание географических границ уже давно произошло. Пока вы спали.

Cepasa – Dark Beauty

«Dark Beauty» — отличный деликатный альбом. Эта умная и тонкая пластинка хорошо рифмуется с концептом «инфошума» (привет, Cape Cod), от которого мы все здесь так зависим. Украинские музыканты стараются придумать какой-нибудь головокружительный «концепт» вокруг своего творчества, чтобы точно попасть по своей аудитории и увлечь их «историей». Это хорошо видно, например, по последним релизам ONUKA и YUKO. Но часто из-за этого страдают сами песни.

CEPASA — это наоборот в хорошем смысле «наушниковый поп», не нуждающийся в ярких промо-стратегиях. «Dark Beauty» — прямое продолжение индивидуального опыта слушателя. Комментируя этот релиз в нашем Telegram-журнале, мы назвали это «светлой стороной одиночества», а сам релиз — «смысловым полотном, которое само себя заполняет во время прослушивания». Лучше мы уже не скажем.

Курган & Агрегат — С.Ш.Р.

После этого альбома уже никто не сможет обвинить украинских рэперов в том, что они — «всего лишь удачно спаразитировали на суржике и образе селюков». Те фомы неверующие, которые до сих пор считают, что Курганы — это не более, чем коллекция мемов, зацикленных на самих себе, уже составляют меньшинство и в скором времени войдут в Красную книгу как вымирающий вид. К истории этого коллектива нужно присматриваться уже сейчас: она самая чистая и аутентичная.

Свободное творчество, уникальное мировоззрение и меткие наблюдения за окружающим миром — вот на чем строится успех коллектива. Поэтому все их лайки и просмотры органичны в кубе. Это вам не посевы и накрутка просмотров. На «С.Ш.Р.» Курган & Агрегат переизобретают сам вид того, каким должен быть 100%-но украинский рэп-альбом. В общем, они настоящие преемники дела группы ВУЗВ.

Dakooka – Герой

Недооцененная в наших краях, DaKooka — это и есть «герой» новой украинской поп-музыки. Ее последний альбом — удачный эксперимент на тему того, как можно развиваться без особых устремлений в мейнстрим и «ютуб-тренды». Здесь нет «хитов». Певица не соглашается на компромиссы с собственной внутренней политикой и продолжает лететь на виражах куда-то вдаль, переплавляя мрачную электронику с абсолютно сюрреалистическими текстами в особого толка гипнагоджик-поп. Наша Мария Минерва, не иначе.

YUKO — DURA?

Второй альбом дуэта из лейбла Masterskaya вышел внезапно и неожиданно, в отличии от альбома Ditch годовой давности. Тогда весь его выпуск сопровождался типичным для наших просторов алгоритмом пиар-публикаций, который логично завершался концертным сольником в столице. В этот раз вся суета отброшена в сторону, целый год (оказывается) YUKO сидели на студии и сочиняли, сочиняли и насочиняли на остросоциальный альбом, который поднимает важную тему домашнего насилия. Лирическая героиня DURA? – знакомый архетип, который витает в воздухе, но никак не может быть принят обществом – женщина, которая хочет быть собой и борется за то, чтобы жить так, как хочется именно ей, преодолевая модели поведения окружающего мира. Все серьезно настолько, что Стас Королев, один из участников, для обложки альбома набил себе татуху.

YUKO отправились в плавание, от которого у них самих мешки под глазами от усталости. Музыкально непростой и экспрессивный альбом с цельной историей, агрессивным началом и оптимистическим финалом (который все же “Бувайте здорові”) – пример для восхищения идейного воплощения. Но есть одно важное “но”. До сих пор непонятно, кто такие YUKO на самом деле – история коллектива размыта в съеденной группой Kazka этнике с электроникой, а лирический герой заточен только в треках, даже если объяснения происходящего можно найти во множествах интервью. Все красиво, но в мире Cape Cod’a (привет опять) мы не можем дать простое определение для сего дуэта – но очень ждем момента, когда они сами найдут ответ и представят нам его, в любом доступном виде.

Bluesbreaker — Palais Ideal (EP)

Bluesbreaker, одни из главных героев уникальной формации единомышленников 044 Hardcore, продолжают изо всех сил сопротивляться энтропии этого мира. Их EP «Palais Ideal», несмотря на лаконичный хронометраж, обладает несгибаемой внутренней силой, о которой не расскажешь, используя типичный для рецензий подобной музыки неймдроппинг. Абсолютно пофиг, знаете ли вы группу Helmet, угораете по постхардору или «такое» и на сколько процентов вы трушный фанат Black Sabbath. «Palais Ideal» — релиз, от и до пропитанный сильной энергетикой и сплоченным духом коммьюнити, которые дают о себе знать буквально с первых секунд и помогают сопротивляться давлению внешних обстоятельств. «Найдите штуку, которая для вас по-настоящему важна, уцепитесь за нее — и похуй на все остальное», — как выразился на релиз-шоу, посвященном выходу EP бессменный лидер Bluesbreaker Михаил Благодир. Мы можем только присоединиться к этим словам и пожелать парням и в дальнейшем дарить нам всем свет со своего обособленного маячка под названием Bluesbreaker.

YOURA — Predictor (EP)

От Юрия Бардаша ждали «грибов», а он взял и выпустил PREDICTOR. PREDICTOR греет прямо как на кармане полоска острой стали, когда в аляске за гаражами прижали к стене. Это то, что раньше называли «мясо». И это то, что так необходимо любому подрастающему организму, который, при всем уважении, на аниме-стильке, «чупиках» и подростковом нигилизме/отрицалове далеко не уедет. Чтобы что-то отрицать и с чем-то бороться, нужно почувствовать реальный привкус железа на губах, а не только (хоть сколько угодно талантливую) симуляцию.

Сейчас как никогда нужна база, основа. Отцовский совет, короткий и емкий, который апеллирует к генетической памяти, сразу заставляет включить голову. Оглядеться вокруг, выпрямить спину, расправить плечи, сделать шаг увереннее. А если ломаешься, жмешься, строишь из себя — тебе подзатыльник. Разговор короткий, каким и получился PREDICTOR (16 минут).

«Упал, поднялся, бей». «Сам себе силу духа, брат, воспитай». «Душу Богу, тело в робу». Релиз переполнен такими короткими рублеными строками, за которыми чувствуется опыт, «жизненный багаж». И которые, при правильном использовании, действительно придают сил и энергии, а не просто «погружают в атмосферу / в чью-то гениальную голову» и тем самым расхолаживают, заставляют отвлекаться на «мирское».

Клип на песню «PRAKTIKA» и весь PREDICTOR в целом — это не про «сиюминутный хайп», а напоминание о физической работе на износ и музыке, сделанной телом, а не кончиками слегка пожелтевших от никотина пальцев. Она вся перед тобой как на ладони, в ней нет двойного дна, ее можно буквально потрогать руками. И эта шершавость, непосредственность, вообще ощутимый «объем» произведения — то, чего нам так не хватало в мире, задыхающемся от постиронии и собственной сложности.

Юрий Бондарчук — Чорне дзеркало (EP)

Злободневный отечественный хип-хоп, не исполненный банальностей и клише — штука для наших широт довольно редкая. Есть BRAT (Львов), да и на сольном альбоме Freel’а (экс-На Вiдмiну Вiд) хватает остроактуальных строк. Но «Чорне дзеркало» — запись совсем иного толка. Юрий Бондарчук до того, как ступить на скользкую дорожку укрорэпа, был предводителем скримо-группы oh! deer. Тем интереснее наблюдать за эволюцией артиста, который сказал все, что хотел, в рамках интересующей его ниши — и двинулся дальше в своих поисках. И если первый EP Бондарчука музыкальные критики не восприняли совсем (нежные ушки поцарапало лоу-файное диктофонное звучание), то к работе над «Чорне дзеркало» подключился молодой битмейкер ohnovorohno aka Сергей Воронов, участник группы Зэ Джозерс. Для Сергея уход в битмейкерство тоже оказался чистым экспериментом, но вполне органично вписывающимся в поле творческих поисков его коллектива. Именно поэтому EP Бондарчука звучит свежо и притягательно, как и любое начало, в котором еще никто не думает о конечных или промежуточных результатах.

The Nietzsche — Finals (EP)

Соцсетевой тяжеляк. Мем-металкор. Клип, полностью снятый в мессенджере Telegram. Обращение к панковским корням Уильяма Шекспира. Все это об EP «Finals», завершающем историю яркого коллектива The Nietzsche. Или все-таки не завершающего? Мы хотим верить в непредсказуемость этих людей так же, как верим в мемологический талант их предводителя — Евгения Тымчика. Но иногда становится обидно, что такая талантливая способность сочинять и исполнять превращается в контент для мемчиков – своеобразная плата духу времени, который пожирает чистое искусство.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.